Меню Рубрики

Первоклассный стресс.

 

Родители знают, как трудно даются малышам любые перемены. Даже ночевка в гостях может стать серьезным испытанием. Что уж говорить о выходе в школу: новые люди, новые правила и, главное, новые обязанности. Для каждого без исключения ребенка начало школьной жизни — это стресс. И перед мамой встает сложная задача: как помочь маленькому человеку выйти в большое школьное плавание.

 

Период адаптации к школе может занять от двух месяцев до полугода. В течение этого времени ребенок, в зависимости от темперамента, от 5 до 500 раз объявит тебе, что больше в школу ни ногой! Что одноклассники — самые ужасные люди на свете. И что главная задача учителя — обижать твое маленькое «солнышко». Попробуем разобраться в причинах конфликтов.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Основные психологические проблемы могут возникнуть у первоклассника из-за того, что он физически не готов к обучению. Что это значит? К 6-7 годам у ребенка заканчивает формироваться кора головного мозга. Пока она не сформировалась, ребенок мыслит наглядно-образно: он воспринимает информацию из окружающей среды, анализирует ее, но у него отсутствует функция произвольного внимания. То есть по факту ребенок не может заставить себя долго удерживать внимание на той или иной задаче. Его внимание с удовольствием перескакивает с одной игрушки на другую. И зачем принуждать себя к концентрации на прописях, если они неинтересны?

После того как кора головного мозга сформирована, ребенок приобретает навык осознанно фокусировать внимание и достаточно долго удерживать его на объекте. Именно тогда обучение становится возможным.

Как правило, каждой маме хочется, чтобы ее малыш пораньше пошел учиться. Но далеко не каждому ребенку полезно раннее погружение в школьный мир. Если малыш физически не дозрел до школьного обучения, он будет чувствовать себя неудачником на фоне одноклассников. И ничего не сможет с этим сделать. Потому что требования учителя сосредоточиться и высидеть на одном месте 40 минут для него просто невыполнимы.

 

ТЕСТИРУЕМ И ДИАГНОСТИРУЕМ

Чтобы определить степень готовности к школе, школьный психолог или будущий учитель проводит серию тестов. Ребенка просят составить историю по картинке, классифицировать предметы — это проверка на логику. Перечислить на память только что произнесенные слова — тест памяти. По команде учителя вести линию по листочку в клеточку: две клеточки направо, одну вверх, три налево и т.д. В рамках этого теста проверяется умение ориентироваться в пространстве и усидчивость.

По идее, если ребенок прошел все тесты успешно, его зачисляют в школу. Но часто бывает, что и непрошедших малышей берут учиться — или по настоянию родителей, или просто по возрасту пора (у нас же обязательное образование!), или психолог оказался некомпетентным. В некоторых школах учителя, набирающие младшие классы, ограничиваются собеседованием — без тестов.

В рамках собеседования ребенок может вести себя идеально: отлично говорит, шутит, отвечает на сложные вопросы. Но из-за того, что значительную часть жизни он общался со взрослыми, он мог не набрать базовых навыков — той самой способности классификации, логики, памяти и т.д. А без тестов этого не определить. Если у тебя есть сомнения, отдавать малыша в школу в этом году или дать погулять до следующего, попробуй обратиться к профессиональному независимому психологу за консультацией.

У опытных психологов есть безотказный способ диагностики физической готовности ребенка к школе. Если выпали передние зубы, значит, готов. И это не народная примета, а физиологический факт. Молочные зубы у детей выпадают сразу после того, как кора головного мозга полностью сформировалась. А именно она отвечает за показатели готовности ребенка к обучению: память, внимание и мышление. Также по наблюдению психологов левши и амбидекстеры (люди, которые пользуются одинаково левой и правой рукой) созревают чуть позже, чем правши. Им, как правило, труднее дается ориентирование в пространстве — право-лево, верх-низ.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Даже самый подготовленный ребенок в первые недели посещения школы может столкнуться с непреодолимыми для его возраста препятствиями.

Психологическое отторжение школы может в дальнейшем выразиться в головных болях, рвоте и даже ночном недержании. Поэтому на первых порах маме придется максимально чутко отслеживать настроение первоклассника. Вот основные причины, по которым ребенок может испытывать дискомфорт в школе. Хочу к маме! Как правило, дети, не ходившие в детский сад или не имеющие другого опыта вращения в социуме, пугаются толпы одноклассников. Все — незнакомые. Непонятные. Иногда агрессивные. И некуда спрятаться. Мамочка! Конечно, мама не может ходить с ребенком на занятия. Некоторые особо трепетные мамы пытаются стоять рядом с классом или нервно прогуливаются у школы, чтобы в случае неприятности спасти своего малыша.

Если одноклассники твоего «зайчика» будут видеть его все время с мамой, «зайчик» может стать в классе изгоем. Вместо того чтобы бегать за ребенком, лучше договориться с родителями одноклассников и устроить у себя дома детский праздник. На своей территории ребенок будет чувствовать себя более уверенно и быстро заведет друзей. Возможно, хождение друг к другу в гости со временем станет традицией.

УЧИТЕЛЬ ЗЛОЙ!

В данном случае тебе придется расспросить своего малыша детально: в чем конкретно проявляется «злость» учителя? Надо помнить, что учителям в первом классе законодательно запрещено ставить оценки — чтобы не травмировать психологически неокрепших детишек. Ведь их,  маленьких и беззащитных, впервые в жизни начинают сравнивать между собой, чтоб подтолкнуть к стремлению учиться, самоутверждаться, бороться за место под солнцем. И этот процесс должен идти плавно и аккуратно. Учитель может указывать ребенку на его успехи и неудачи. На примере одноклассников показывать, что можно сделать то или иное задание лучше. Но ни в коем случае не давить на ребенка и не сталкивать его со сверстниками в лоб: вот Катя может писать букву «о» ровно, а тебе не дано.

Если ребенок жалуется на то, что учитель его сравнивает с одноклассниками, оценивает и кричит на него, значит, это повод поговорить с учителем. Конечно же, не вступать в конфликт, а просто объяснить учителю, что ребенку дискомфортно. Вероятнее всего, учитель «сбавит обороты» — ведь ему с вами еще 3 года вместе работать.

Возможен и обратный вариант: ребенок считает учителя злым просто потому, что учитель требователен. Если у малыша никогда не было никаких авторитетов, кроме родителей, он может воспринять учителя как назойливое недоразумение. Во взрослой интерпретации претензия ребенка к учителю может звучать так: кто ты такой, чтобы заставлять меня писать букву «о»?

В таком случае воспитательный момент ложится на плечи родителя. Придется объяснить малышу, что слушаться надо не только маму, но и учителя, который желает ребенку только добра. Причем, вероятнее всего, объяснять это придется не день и не два. МНЕ СКУЧНО! Все более распространенной становится ситуация, когда ребенок приходит в школу, а ему там неинтересно. Потому что он все знает. Потому что с мамой или бабушкой он не просто прошел весь алфавит, а уже прочел все сказки и может написать по ним краткое изложение.

Если ваш малыш ходит в школу, как на каторгу, которую надо «отсидеть», необходимо попросить учителя об увеличении нагрузки. Вряд ли учитель захочет заниматься с одаренным ребенком по специальной программе (хотя и такое возможно), но в любом случае учитель может нагрузить ребенка дополнительными социальными обязанностями. Например, попросит собрать тетради в конце урока. Проверить задание у соседа по парте. Записать вместо учителя на доске условия задачи. И малышу откроется новая сфера самореализации.

ДАВАЙ ПОТОМ!

Малыши, которые все детство не соблюдали режим дня, в школе испытывают нечеловеческое недоумение: зачем именно сейчас идти учиться, если хочется побегать?

В данном случае мягко, но настойчиво должны действовать и учитель, и родитель — вместе. Учитель будет стараться привлечь ребенка к общему режиму обучения. А маме придется ввести режим дня дома. Теперь ужин будет в 9 часов, а сон в 10 — или как вы договоритесь. И на этом придется настаивать. Иначе у ребенка в голове так и не сложится этот загадочный пазл: в семье можно все и всегда, а в школе почему-то нет.

Для предварительного внедрения режима в жизнь опять же рекомендованы подготовительные группы. Ребенок психологически примеряет на себя новый статус — школьника. Он с гордостью говорит взрослым: я хожу в школу. Поэтому недоразумения типа «давай потом» становятся физически невозможными. Я же школьник, а значит, я дисциплинирован.

Источник: журнал «Про здоровье» (сентябрь, 2011)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *