
Представьте себе финикийцев, римлян, арабов, норманнов и испанцев, совместно работающих на благо общего дела. Не получается? А на Сицилии возможно даже такое. Правда, трудились они в разные эпохи, но Норманнский дворец, результат их совместной деятельности, и сегодня остаётся одной из главных достопримечательностей острова.
С холма на самой окраине исторического центра Палермо сурово и чуть надменно глядит на туристов Палаццо Норманни. С первого взгляда на дворец, напоминающий крепость, складывается впечатление, что строили его восточные и западные архитекторы. По большому счёту так оно и есть: испанские фонтанчики, норманнская Палатинская капелла, арабские дворики, языческие статуи и христианские фрески, созданные в разные времена, и сформировали образ Норманнского дворца.
Страницы истории
Самые первые постройки на месте дворца в Палермо появились ещё в античные времена. Вначале финикийцы возвели свою крепость на холме, потом древние римляне превратили её в форт. С появлением на острове сарацинов в IX столетии на месте древних руин возникло новое укрепление, известное как Дворец эмиров. Причём несмотря на название «дворец», здание было именно крепостью, помогающей арабам контролировать Палермо. Сама же резиденция эмиров располагалась в городе в современном квартале Кальса.
Норманны взяли Палермо под свой контроль в 1072 году, после чего Дворец эмиров стал официальной резиденцией первого герцога Апулии Роберта Гвискара. Вскоре здание вновь изменило свой облик. С лёгкой руки племянника герцога Рожера IIарабская крепость и превратилась в Норманнский дворец. При нём были пристроены сразу четыре башни: Красная, Джоария, Греческая и Пизанская, посвящённая святой Нинфе, покровительнице Палермо. Приблизительно в то же время при дворце появилась и Палатинская капелла – личная часовня сицилийских правителей. Уже сын Рожера IIВильгельи IЗлой приказал пристроить пятую башню Киримби. Но до наших дней достояла лишь Пизанская.
Своего наибольшего расцвета Палаццо Норманни достиг при Фридрихе II, внуке Рожера II. Именно он сделал бывший римский форт королевской резиденцией. Но гибель упадок Гогенштауфенов привела к потере городом Палермо столичного статуса, и дворец вернулся к истокам – вновь стал обычной крепостью, а большинство предметов интерьера той эпохи просто утеряны.
Только в начале XVIвека испанские правители острова Сицилия снова поселились в Норманнском дворце. И в связи с вновь возникшей необходимостью соответствовать статусу королевской резиденции обустройством здания занялись уже испанские архитекторы. Так, в 1581–1584 годах дворец «обзавёлся» изящным Фонтанным двором, а в 1598–1601 годах – двором Македа, в качестве северной стороны которого выступает южный фасад знаменитой Палатинской капеллы. При правлении вице-короля Вильене в 1616 году появился новый парадный фасад, выходящий на сегодняшнюю площадь Виктории. Последние значительные строительные работы были окончены в 1735 году, когда по приказу Карла Бурбонского обширный двор Македа и королевские покои объединила монументальная лестница.
В 1921 году началась реконструкция норманнских конструкций, в ходе которой была вскрыта сокровищница (зал Оруженосцев) с четырьмя вмонтированными в пол кувшинами. Считается, что именно в этих сосудах ранее хранилась казна.
С 1947 года в Норманнскиом дворце «заседает» парламент автономного региона Сицилии. Ну а Платинская капелла сегодня является музеем, в котором ежедневно совершаются мессы.
Палаццо Норманни дня сегодняшнего
Фасады Норманнского дворца
Главный вход в парламент находится в районе юго-восточного фасада, выходящего на площадь Виктории. С этой стороны бывшая крепость выглядит как типичный дворец эпохи Возрождения, архитекторы которой стремились к симметрии и украшали здания колоннами, пилястрами и арками.
Западный и юго-западный фасады, выходящие на площадь Независимости, сохраняют своё арабо-норманнское «лицо». С этих сторон дворец так и остался неприступной крепостью с небольшими окошками-бойницами. Единственное украшение этих стен – каменный узор из искусно переплетённых ложных арок.
Из пяти башен, существовавших в Средние века, сохранилась только тёзка самой знаменитой башни Италии Пизанская. Считается, что в марте 1161 года в её стенах вместе с семьёй был заточён Вильгельм IЗлой. С 1791 года в этой части Норманнского дворца расположилась астрономическая обсерватория Палермо.
Внутреннее убранство Палаццо Норманни
За такими разными внешними фасадами внутри дворца скрывается такая же пёстрая мешанина стилей: арабские, норманнские, испанские и даже каирские мастера сделали свой посильный вклад в интерьер. Исключая богатейшее внутреннее убранство Палатинской капеллы, самой знаменитой частью дворца остаётся зал Рожера. Хотя его традиционно и связывают с именем Рожера II, исполнены интерьеры были при Вильгельме Злом. Зал украшает роскошная золотая мозаика на светские темы, одной из которых является охота. Львы и леопарды изображены на стенах попарно среди лимонных, апельсиновых деревьев и пальм, а со свода сурово взирают двуглавые орлы, появившиеся при Фридрихе II.
Безусловно, Норманнский дворец, являющийся главной архитектурной достопримечательностью столицы Сицилии, – давно уже не просто здание, построенное в разные эпохи. На протяжении многих столетий эта крепость на холме была колыбелью государственности на острове, и заседающий в её стенах современный парламент – доказательство того, что таковой она и остаётся.