Меню Рубрики

Латинские крылатые выражения и высказывания — 68

Jam redit et Virgo Вот уже Дева грядет

Вергилий, «Эклоги», IV, 4—10.

Полный список латинских выражений, фраз, цитат (несколько тысяч в алфавитном порядке)

Ultima Cymaci venit jam carminis aetas: Magnus ab integro saeclorum nascitur ordo. Jam redit el Virgo, redeunt Saturnia regna; Jam nova progenies caelo demittitur alto. Til modo nascenti puero, quo ferrea primum Desinet ac toto surget gens aurea mundo Casta fave Lucina: tuus jam regnat Apollo Круг последний настал по вещанью

пророчицы Кумской, Сызнова ныне времен зачинается строй величавый, Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство. Ныне с высоких небес посылается новое племя. К новорожденному будь благосклонна, с которым на

смену

Роду железному род золотой по земле расселится. Дева Лукина! Уже Аполлон твой над миром

владыка! (Пер. С. Шервинского).

Согласно «Кимейской песне», т. е. вещанию Куманской Сивиллы, близится возвращение золотого («Сатурнова») века, открывающего новый «великий год» в истории мира и человеческого рода. Дева — дочь Фемиды Дика («Справедливость»), первоначально обитавшая среди людей, но с наступлением железного века ушедшая на небо, где заняла место среди созвездий. Покровительствуемый бо! ами младенец, рождением которого ознаменовано, по Вергилию, наступление золотого века, вероятнее всего, родившийся в 40 г. до н. э. сын консула этого года Поллиона.

Церковные писатели толковали это стихотворение Вергилия как предсказание рождения Христа.

Мшю изучал древних поэтов, чтобы прославлять бога во всех людских творениях, и благоговел перед Вергилием за то, что он предрек рождение Спасителя, когда, обращаясь к народам, манту анец возвестил: «jam redit et Virgo». Анатоль Франс, Колодезь святой Клары (СС, т. 3, с. 375—76). Мистер Парфлит радостно вскрикнул и подпрыгнул. Он воздел руки к небу — Внемли, отец небожителей Зевс, и все бессмертные боги’ Шотшндец^ пред шгаст деньги, ничего не пол уча ч взамен! Jam rede at* Virgo. Ричард Олдингтон, Дочь полковника (М., 1935, с. 91).

Januis clausis При закрытых дверях.

Юридическая процессуальная формула.

Jucunda memoria est praeteritorum ma lor urn Приятно воспоминание о минувших невзгодах.

Цицерон, «О пределах добра и зла», II, 32, 105.

Ср. Forsan et haec olim meminisse juvabit.

Judex damnatur, cum nocens absolvitor Оправдание преступника — jго осуждение судьи.

Публилий Сир, «Сентенции». 296.

Достойно сожаления то, что в Германии, за исключением немногих резких строк, не появилось ни одной рецензии, в которой книга была бы оценена с должной строгостью; немецкая музыка 1ьная пресса забыла истину изречения: judex damnatur, cum nocens absolvitor. A. H. Серов, Улыбышев против Бетховена (Критические статьи. М., 1957 т. 2, с. 799).

‘Jurare) in verba magistri Клясться словами учителя, т. е. ссылаться на чужое мнение как на мнение бесспорно авторитетное, принимаемое на веру, без всяких доказательств.

Гораций, «Послания», I, 1, 13—15:

Ac пе forte roges, quo шё duce quo Lare tuter: Nullius addictus jurar(e) in verba magistri, Quo me cumque rap’it tempestas, deferor hospes.

«Не спрашивай, у какого вождя, у какого JIapa я ищу покровительства: я не обязался клясться словами никакого учителя, и, куда меня занесет погода, там и нахожу гостеприимство».

— Гораций говорит о том, что в своих исканиях твердых

жизненных правил он не связан учением какой-либо определенной философской школы.

Ср. Ipse dixit и Magister dixit.

По нашему мнению, и г. Булгаков, и г. Тугаи-Барановский зашли несколько дальше в своей полемике, придав своим замечаниям слишком личный характер. Попробуем разоорать, есть м между ними действительное разногласие и если есть, то кто из них более прав. Прежде всего г. Туган-Барановский обвиняет г. Булгакова в том, что он «мало оригинален» и слишком попит jurare in verba magistri. В. И. Ленин, Заметка к вопросу о теории рынков (ПСС, т. 4, с. 45). Будучи — во Франции учеником токмо, трудно сохранить беспристрастие, нужное для выбора тех или других начал; трудно поп jurare in verba той им 4 гой партии, как обыкновенно бывает с учениками, особливо течи, кои одарены живыми впечатлениями. А. И. Тургенев — п А. Вяземскому, 18.XII 1818 (ОАВ, т. 1, с. 175). Переводчик «Лотгрина» К. И. Званцов (как я писал о нем автору оперы) принадлежит к числу вагнеристов более ярых, чем сам Вагнер. Званцов готов «jurare in verba magistri» — клясться словами «учителя» — даже в тех случаях, когда сам «magister» уже отступился °т воих мнений и принципов, высказанных в эпоху прошлую «подвергшихся значительному изменению. А. Н. Серов, «Лоэн-■рин» Рихарда Вагнера на русской оперной сцене (Избр. статьи, т- 1, с. 446). Г. Туган-Барановский — человек науки, в некотором роде авторитет. так что в буквальном смысле magister dixit. Это с одной стороны, а с другой — никогда еще. может быть, у нас не было столько людей, склонных jurare in verba magistri, как теперь, хотя и не в буквальном смысле magistri, и под тем непременным условием, что magister говорил именно то, что, в общих чертах, угодно самим сл шател) м Н. К. Михайловский, Отклики (Спб., 1904, т. 1, с. 282). Многие продолжают думать, что сложные социальные задачи можно разрешить одним чувством при помощи «писем в едакцию». речей с платформ или каких-нибудь других приемов, сводящихся к тому, чтобы jurare in verba magistri, что в былые времена заменяло, да и теперь еще нередко заменяет действительные знания. К. А. Т и-м и р я з е в. Евгеника (Соч., т. 8, с. 471).

Н. И. Пирогов, Вопросы жизни. Дневник старого врача (СС, т. 8, с. 109); Он же. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий (Избр. педагог, соч., М., 1953, с. 116); А. Н. Серов, Музыка (см. Ipse dixit); Н. Г. Чернышевский, О поэзии (Эстетика и литературная критика. M.-Jl., 1951, с. ПО); А. Ф. Кони, Из прошлого петербургской прокуратуры (Избр. произв. М., 1959, т. ; с. 402); Он же. Суд — наука — искусство (СС, т. 1, с. 203); О и же. Из лет юности и старости (На жизненном пути. Берлин — Ревель, [1923], т. 3, ч. 1, с. 204); Он же. Приемы и задачи прокуратуры (СС т. 4, с. 171).

Jura scripta vigiiantibus sunt Законы написаны для бодрствующих.

Jura scripta vigiiantibus sunt. Если соб твенник сам позабыл о своих правах, если он не осуществлял владения, в течение длительного периода, то нет оснований приходить ему на помощь. Укрепление по давности применяется к владению бесспорному, исключающему привлечение кого-либо в качестве ответчика. Ж М Ю, 1910, март,» с. 174.

Jur£vi lingua, m£nt(em) injuratim gero Я клялся языком, ум мой не клялся.

Цицерон, «Об обязанностях» III, 29, 108 (перевод стиха 611 из трагедии Еврипида «Ипполит»).

В Афинах, городе людей находчивых и образованных, при одном стихе Еврипида [«Ипполит», 611], который Цицерон так перевел на латинский язык: juravi lingua тешет injuratam gero, зрители в театре от негодова ия подняли шум, так как они естественным считали то мнение, что uti lingua nuncupassit jus esto, как это предписывали законы XII таблиц. Джамбаттиста Вико, Основания новой науки об общей природе наций (Л., 1940, с. 397).

Jure divlno «По божескому праву», согласно религиозным законам (в отличие от Jure human о).

Ср. Jus divinum.

Читатели, которых я считаю моими подданными, обязаны верить — — и повиноваться; а чтобы они делам это весело и охотно, я ручаюсь им, что во всех своих мероприятиях я буду считаться главным образом с их довольством и выгодой; ибо я не смотрю на них подобно тирану, jure divino, как на своих рабов или собственность. Генри Фильдинг, История Тома Джонса Найденыша (Избр. произв., т. 2, с. 48).

Jure humano «По человеческом) закону», согласно стествен-ному праву (в отличие от Jure divino).

Ср. Jus generis human i. Juris praecepta sunt haec: honeste vivere, alteram non laedere, suum cuique tribuere Предписания закона сводятся к следующему: честно жить, не обижать других, каждому воздавать по заслугам.

Д и г ее ты, I, 3.

См. Suum cuique.

Jus abutendi Право использования.

С и. Jus utendi et abutendi.

На практике понятие abuli* имеет очень определенные экономические границы для частного собственника, если он не хочет, чтобы его собственность, а значит jus abutendi перешли в другие руки. К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология (Соч.. т. 3, с. 64).

Jus ad rem «Право к вещи», т. е. право на вещь (Jus in rem), ограниченное особым соглашением

Приближение к системе соглашения автор усматривает еще в создании категории так называемого jus ad rem, особого права «к вещи», возникающего в силу заключения соответствующего обязательственного договора между приобретающим и отчуждающим. Ж М Н П, 1905, апрель, с. 404. Вам нужно только приобрести Ius ad rem, т е изготовить и представить диссертацию, и тогда факультет получит возможность действовать для представ-1сния вам jus in rem. И И. Янжул, Воспоминания о пережитом и виденном (Спб., 1910, в. 1, с. 107).

Jus civile Гражданское право.

Jus commune Общее право.

Jus criminale Уголовное право

Jus dicit Изрекает право.

Возникший вместо полицейской расправы новый суд в лице «мирового» должен был подчас уподобляться римскому претору, который и jus dicit и jus Jecit. А. Ф Кони, Мировые судьи (СС, т 1,_с. 308).

Jus divinum «Божеское право»

Ср Jure divino.

Они /атеисты] открыто выражают мнение о необходимости отмены таинства исповеди, они равнодушны ко всем обрядам и не признают даже jus divinum епископа. Джонатан Свифт, Рассуждение (Памфлеты. М , 1955, с. 34). Ослепленный своим фанатизмом, не питач и тени сомнения в jus divinum своих Церковных установлений и не допу ская мысли чтобы подобные сомнения могли возникнуть у кого бы то ни было, шотландский парламент и тот шндская 11ерковь решили, что под этими словами подразумевается не что иное, как введение пресвитерианства. Вальтер Скотт, Легенда о Монтрозе (СС, т. 7, с. 382).

Jus fecit Создал право.

См Jus d i с i

Jus generis humani «Право рода человеческого», т. е. естественное право человека.

Ср. Jure human о.

Jus gentium «Право народов» — в римском праве: система правовых норм, определявших отношения между римскими гражда-ми, с одной сгороны, и Hei ражданами — с другой, а также отношения неграждан между собой; в новое время — международное право.

…поскольку ни нота Решид-паши греческому послу г-ну Метак-сасу, ни циркуляр лорда Стратфорда де Редклиффа британским консулам еще не появились в лондонских газетах, я приведу перевод обоих этих документов — «…Когда это [греческое] правительство возвратится к чувствам, более отвечающим духу справедливости, и примет во внимание международные права и предписания — jus gentium, тогда настанет время заняться изучением вопроса о расходах, вызванных нынешним восстанием. Поэтому всем греческим кораблям разрешается в течение назначенного им срока беспрепятственно отплыть на родину». К. Маркс, Нота Решид-паши (Соч., т. 10, с 197). Закон человеческой природы разделяется на естественный и гражданский. Первый можно назвать первоначальным, — второй последующим — или правом народов (jus gentium). Б Н. Чичерин, История политических учений (М., 1889, ч. 1, с. 352). Если черное означает горе, то белое на том же основании означает радость. Значения эти основаны не на произвольных толкованиях, принадлежащих отдельным лицам,— нет, таково общее мнение, именуемое на языке философов jus gentium, всеобщим законом, действующим повсеместно. Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль (М.. 1966, с. 64). Неприкосновенность посла, явившегося для мирных переговоров, ограждается не трубным гласом, который есть лишь звук пустой, или белым флагом, который сам по себе не что иное, как старая тряпка,— а доверием пославшего и самого посланного к чести тех, кому направлено послание, и убеждением, что в лице посла будут уважены как jus gentium, так и правила войны. Вальтер Скотт, Легенда о Монтрозе (СС, т. 7, с. 499).

К. Маркс, Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии» (Соч., т 19. с. 369), Он же. Договор с Персией (Соч., т. 12, с. 237); Он же. Соединенные Штаты в Европе (Соч., т. 9, с. 254); Б. Н. Чичерин, История политических учений (М., 1889, ч. 1, с. 217); М М Покровский, Очерки по римской истории и литературе (См. Jus romanum).

Jus gladii «Право меча» — право на применение вооруженной силы.

Сама по себе сигьная и совершенно естественная страсть, она [ревность] до сих пор, вместо обуздания, укрощения, бьыа только подстрекаема. Христианское учение, ставящее, из ненависти к телу, все плотское на необыкновенную высоту, развило до нелепости понятие несмываемого пятна, смертельной обиды. Ревность получига jus glailii, право суда и мести. Она сдешласъ долгом чести чуть не добродетелью. А. И. Герцен, Былое и думы (СС, т. 10, с. 203).

Jus in rem Право на вешь.

Ср. Jus ad rem.

Jus naturate Естественное право.

Если афиняне на надгробном памятнике стоика Зенона поместили тдпись: «жизнь его была согласна с наукой», то о Спинозе следовало бы сказать больше: «жизнь его была выше его науки»-Казалось бы. что Спиноза, вводя в этику принцип абсолютной необходимости и строя ее на основании «jus naturate», в своем учении о нравственности придет к вывода и. полным отчаянного натурализма. Однако так не случи юсъ: тика Спинозы более всех других идеальна, и он тсвидетельствовал собственной жизнью ее идеапиые начала. ЖМНП, 1911, июль. с. 146.

Jus primae noctis Право первой ночн.

Обычай, по которому феодал или помещик мог провести первую орачную ночь с невестой любого своею вассала или крепостною.

И че м бо /мае в ней [в Истории] «богопреиспо.шешюспш». тем бо 1ыие в ней бесче ювечности, скотоподобия; «богопреисполнен-ные» средние века привели к полному озверению человека, к крепостничеству, к jus primae noctis и т. д. Ф. Энгельс, Положение Англии (Соч., т. 1, с. 593). Он /племенной вождь] как персонификация целого (племени] имеет право на всех женщин, и каждый, основывающий новую семью, обязан приводить к нему свою жену (jus primae noctis…) или откупиться. Н. К. Михайловский, Вольница и подвижники. Социологические очерки (Соч., т. 1, с. 624). Люди, родившиеся и выросшие среди безобразий и ужасов крепостного права, так с ними свык шсь и сжились, что не могли даже и представить себе, что можно жить без «богом и царем дарованных» подданных, без холопов, обязанных выносить все насилия, прг чгды и истчзания своего господина, без jus primae noctis. без розг, без пощечин и других принадлежностей рабства. Г. А. Джаншиев, Освобождение крестьян (Эпоха великих реформ…, с. 23).

К. Маркс, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала») (Соч., т. 26, ч. 1, с. 293); Ф. Энгельс-К. Марксу, 8.X1I 1882 (Соч., т. 35. с. 103); Он же. Положение рабочего класса в Англии (Соч., т. 2. с. 379); Он же. Происхождение се 1ьи, частной собственности и государства (Соч., т. 21, с. 56); В. Г. Короленко, Всеволод Мпхайтович Гаршин (СС. т 8, с. 215 — 16); Н. П. Ткачев. Немец fie и (еалисты и фил»стеры (Избр. соц.-полит, соч., т. 1, с. 111); Н К М и х а й л о в с к и й. Записки профана (Соч.. т. 3, с. 562); С. Н. Терпи го ре в. Оскудение (М.. 1958, т. 1, с. 359); А. И. Эр те ль. Записки С|епняка (М.. 1958. с. 367): Август Шеноа. Крестьянское восстание (М., 1955. с. 179).

Jus primae occupationis {или primi possidentis) Право первого захва га.

Термин римского права.

Человеколюбцев в интересах своих доверителей ссылается на ius primae occupationis и земскую давность. Д. Н. Мамин-Сиби-Ряк, Родительская кровь (СС, т. 4., с. 336).

Jus privatum Частное право; противоп. Jus publicum.

Возьмите дело во всей его широте и долготе, во всем историческом жребии, так сказать, русского обывателя. Безропотность » до готерпепие — только и было в его отношениях к начальству. Возь мите отсутствие не только какого-нибудь контроля, но и какой «ы пю ни было связи между начальством и ооывателем — такова исконная форма взаимных отношений. Было jus publicum и jus P’lvatwn. Jus privatum, т. е. частное право обывате ieu, было: есть пироги, жениться, множиться и населять землю, добывать пропитание, ну. пожалуй, заниматься музыкою и литературою в своем частном помещении. Все остальное jus publicum. А. Р. Ку-гель, Трагикомедия (Под сенью конституции. Спб., 1907, с. 78).

Jus publicum Публичное право, противоп Jus privatum. Все право распалось на договорное и внедоговорное. Дл.ч большей наглядности я позволю себе привести всю схему до подразделения jus publicum, которое тоже обработано в формальной части. К Маркс, Письмо к отцу, 10.XI [1837] (К Маркс и Ф Энгельс, Из ранних произведений. М , 1956, с. 9). Польша, включенная Николаем в состав Российский империи, должна быть независимым конституционным королевством связанным с Росшей только личной унией через династию Романовых Таким-то образом лист за листом вырывался из этой священной книги [Венского договора] европейского jus publicum Он же. Вопрос об Ионических островах (Соч., т 12, с. 683).

А Р К у гел ь, Трашкомедия (си. Jus privatum). Jus puniendi Право наказания.

Тюрьмы, розги, денежные штрафы — все это лишь разновиОноспш телесных наказаний, если принять во внимание, что все эти разновидности наказаний принуждают преступника и ш страдать или отказываться от некоторых жизненных благ или наконец, совершать некоторые действия. А принуждение всегда опирается в нос tediie и счете на физическую силу. Jus puniendi всегда и везде было основано на насилии. Это неоспоримая истина. И вот этого-то насилия и не хочет Герцен. Он решительно восстает против него, ссылаясь на социалистов Оуэна и Фрье. Г. В Плеханов, Толстой и Герцен (Искусство и литература М , 1948, с. 727)

Jusque datum sceleri «И права, данные преступлению» Лукан, «Фарсалия», 1, 1—7:

Bella per Emathios plus quam civilia campos, Jusque datum sceleri canimus, populiimque potentem In sua victrici conversum viscera dcxtra, Cognatasqu(c) acics, et rupto foedcre regm Certatum totis concitssi viribus orbis In communc nefas, infestisqu(e) obvia signis Signa, pares aquilas et pila minantia pilis. Бой в Эмафийских полях — грознейший, чем битвы

сограждан.

Власть преступленья пою и могучий народ,

растерзавший Победоносной рукой свои же кровавые недра, Родичей кровных войну, распавшийся строй

самовластья

И состязанья всех сил до основ потрясенной

вселенной

В общем потоке злодейств, знамена навстречу

знаменам,

Схвагки равных орлов и копья, грозящие копьям.

(Пер. Л. Остроумова).

— Под «Эмафийскими полями» (Эмафия — древнейшее название Македонии) подра«умевается пограничная с Македонией Фессалия, где, близ города Фарсала, Юлий Цезарь одержал в 48 г. до н э. решающую победу над Помнеем, которая открыла ему путь к установлению единоличной власти в Риме.

«Равные орлы» — одинаковые воинские знаки римских легионов.

Иногда бывали в истории краткие мгновения, когда преступление приобретало сил закона, по всякий раз это приводил> к потрясению всех устоев на которых зиждется человеческое общество. «Jusque datum sccleri» — восклицает Лукан. и этот стих проходит через всю историю, словно вопль ужаса. Виктор Гюго, Наполеон малый (СС, т. 5, с. 158 — 59).

Jus repraesentationis Право представительства

Jus retorsionis Право во)мездия.

Ср Jus talionis

Jus romanum Римское право.

Как ни соблазнительна сама по себе вполне иыстман идея о вторжении juris gentium в jus romanum. и как ни иного потратил И И. Семенов * уси tuii дл ч доказательства, — однако нам представилось вполне рациональным вновь подвергнуть детальному (но не cy.uvapno.uv как i нашего предшественника) анаши тот греческш и римский штерчал. над которым он оперирует, а также привлечь к де i г источники, до сих пор мало ит почти не изучавшиеся в данной связи (особенно произведения Овидия), и. наконец, сообщить своему собственному анализу возможно более широкую сравнительную историческую перспективу. М. М. Покровский, Очерки по римской истории и литературе (Спб., 1907, с. Н-4).

Jus scriptum Писаный закон (в отличие от неписаного закона, v. е от обычного права).

Все великие художники уважали «школу» в своем искусстве, т. е. труды великих своих предшественников; на них они не переставали учиться до конца дней своих (так Моцарт учился на Ьахе и Генделе. Бетховен на Бахе, Генделе, Гайдне, Моцарте. Керубини); нрецептов же школы — этой jus scriptum в искусстве — чм не нужно было, потому что. слжа своему гению следуя своей наппре, они сами творили образцы искусства. А Н Серов, Бетховен и три его стиля (Критические статьи. Спб., 1892, г. 1, с 225).

Jus strictum «Строюе право».

Формула римского права, позволяющая противопоставить строго формальному применению правовых норм более yi луб пенное истолкование их с учетом требований bona fides — «добросовестности».

Итак, в основе зак/юченчч Юлиана** кжит греко-римская гуманитарно-философская идея — Javor lihertntis.*** Но из контекста можно заключить, что так же смотрели на дело юристы тиосриевчй эпохи: — они всячески желали соглашения судей — в

И И Семенов, Иудеи и греко-римский мир во втором веке хрнсти-() анской эры (М.. 1905)

спорном случае: разумеется, при отсутствии сог шшенич вступало в силу jus strictum. отдававшее подсудимого во власть выигравшего дело. М. М. Покровский, Очерки по римской истории и литературе (Спб., 1907, с. 8).

П. Н. Ткачев. Немецкие идеалисты и филистеры (Избр. соч на соц.-полит. 1емы. т. 1, с. 102).

Jus suffragii Право голосования — право избирать в какое-либо представительное собрание, на выборную должность и т. п.

Jus summiun saepe summa malitia est Высшее право часто есть высшее зло.

Ср. Summum jus summa injuria.

J ista causa Законная причина.

Taбе ставит в заслугу римскои церкви ее «постоянные стреи-гепия внести в правосознание пародов известные прави ia, отгораживающие войну справедливую от несправедливой. В основе этих средневековых теории справед твой войны, рассуждений о justa causa для войны и о праве государства на войну лежит знаменитый декрет Грациана*. ЖМНП, 1900, июнь, т.’ 129, с. 374.

Jus talionis. Право на равное возмездие.

Ср. Lex talionis.

Теория, рассматривающая наказаi не как результат сооственной воли престчшика, является лишь спек гятивным выражением древнего «jus talionis» — око за око, зуб за зуб, кровь за кровь К. Маркс, Смертная казнь (Соч., т. 8, с. 531). По Гегегю, наказание есть приговор, который преступник произносит над самим собой. Ганс пространнее развил эту теорию. У Гегеля эта теория является спекулятивным покровом древнего jus talionis. которое Кап т развш как единственную правовую теорию наказания… В. И. Ленин, Конспект книги Маркса и Энгельса «Святое семейство» (ПСС, т. 29, с. 35 — 36). Тюремный вопрос — часть общего вопроса о значении наказания, и тут выступают на сцену обширные теории, о которых мы упомянем сегодня совсем бегло и кратко, чтобы при обсуждении нового тюремного закона стать на немецкую точку зрения. Мы видим здесь прежде всего так называемую теорию возмездия, старый суровый, первобытный закон, то jus talionis. которое мы в страшнейшей ненависти находим еще у ветхозаветного Моисея: жизнь за жизнь, око за око. зуб за зуб. Генрих Гейне, Лютеция (добавление) (СС, т. 8, с. 282).

К. Маркс, Сообщение о взятии Севастополя (Соч., т. И, с. 332); К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология (с.и. Leges bar-barorum): И. В. Нетушил, Порсена и вейентские войны (ЖМНП, 1907, ноябрь, с. 535).

Justitia est constans et perpetua voluntas suum cuique tribuere Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам.

См. Suum cuique.

Не обижайтесь, г. аббат. Вас подденут раз. а вы подденете сто раз. Justitia est constans et perpetua voluntas suum caique iribuere П. Д. Боборыкин, В чужом поле (СС, Спб., 1897, т. 4 с 262).

А. А. Григорьев, Развитие народности в нашей литературе со смерти Пушкина, гл. 2 (эпиграф) (СС, М., 1915, т. 3, с. 33).

Justitia in suo cuique tribuendo cernitur Справедливость проявляется в воздании каждому по его заслугам.

Си. Suum cuique.

По материалам «Словарь Латинских крылатых слов» Я.М.Боровский 3-е издание Москва «русский язык» 1988г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *