Меню Рубрики

Исторические цитаты известных людей для статусов — 2

Управлять – значит предвидеть. // Gouverner c’est prйvoir (франц.).
Во французских справочниках фраза чаще всего приписывается журналисту и писателю Эмилю Жирардену (1806—1881). Приписывалась также Наполеону I, Франсуа Гизо, Адольфу Тьеру. > Boudet, p. 488.
Эта мысль восходит к античности: «Предводитель должен отличаться от подчиненных <…> умением предвидеть события» (Ксенофонт, «Киропедия», I, 6, 8). > Отд. изд. – М., 1976, с. 27.
Ура-патриотизм. // Hurrapatriotismus. — Статусы и цитаты
Выражение появилось в немецком еженедельнике «Zukunft» («Будущее») от 31 марта 1900 г. в статье Фриды фон Бюлов (F. von Bьlow), и почти одновременно – в журнале «Heimat» («Родина»), 1900, ч. 1. > Gefl. Worte-01, S. 474.
Учитель Германии (Наставник Германии). // Praeceptor Germaniae (лат.).
Наименование Филиппа Меланхтона (1497—1560), ближайшего сподвижника Лютера и составителя Аугсбургского исповедания (изложение основ лютеранства). Он сыграл первостепенную роль в организации университетов и латинских школ в протестантских землях. > Gefl. Worte-81, S. 197.

Хиосцам разрешается гадить.
«Как-то во время пребывания в Спарте нескольких хиосцев они, пообедав в зале эфоров, оставили на полу следы рвоты и даже справили нужду на кресла, на которых сидели. Спартанцы провели тщательное расследование, не сделал ли это кто из сограждан, но когда выяснилось, что это были хиосцы, то через глашатая объявили: „Хиосцам разрешается гадить“» (Плутарх, «Изречения спартанцев», 69, 13). > Плут.-99, с. 473.
Христианнейший король. // Roi trиs chrйtien (франц.).
Титул, дарованный Людовику XI (1423—1483) папой Павлом II в 1469 г. По другой (вероятно, легендарной) версии, так папа Анастасий II назвал короля франков Хлодвига, крестившегося в 496 г. > Михельсон, 2:69 (2-я паг.).
Хрустальная ночь. // Kristаllnаcht.
Еврейский погром, устроенный нацистами в ночь с 9 на 10 нояб. 1938 г. Наутро улицы больших городов были усеяны битым витринным и оконным стеклом, отсюда – «хрустальная ночь». Выражение приписывалось министру экономики Германии Вальтеру Функе, но, вероятно, было пущено в ход министерством пропаганды. > Gefl. Worte-81, S. 637; Rees, p. 119.
Цель оправдывает средства. — Статусы и цитаты
«Если целью является объединение Церкви, все средства дозволены» – писал немецкий клирик Дитрих фон Нихайм (D. von Nieheim, ок. 1340—1418) в трактате «О схизме» (1411). > Markiewicz, s. 113.
В качестве политической максимы приведено у французского историка Филиппа де Коммина (1447—1511): «La fin justifie les moyens» («Хроника и история <…> царствования Людовика ХI», опубл. в 1524 г.; с 1552 г. публиковалась под загл. «Мемуары»). > Gefl. Worte-01, S. 375. — Статусы и цитаты
Эта мысль восходит к античности. У Овидия: «Результат (цель) оправдывает поступки» («Exitus acta probat» – «Героиды», II, 85). > Maloux, p. 210. Затем у Н. Макиавелли: «Обвинять его [правителя] будет содеянное – оправдывать результат» («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», I, 9) (1512; опубл. в 1531 г.). > Макиавелли Н. Государь. – М.; Харьков, 1998, с. 143.
С середины ХVII в. изречение «Цель оправдывает средства» цитировалось как «принцип морали иезуитов», не без участия Блеза Паскаля, приписавшего иезуитам слова: «Мы исправляем порочность средств чистотой цели» («Письма провинциалу», VI; 1656 г.).
Паскаль (а за ним и позднейшие авторы) имел в виду сочинение иезуита Германа Бузенбаума «Основы морального богословия» (1650), IV, 3, где сказано: «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства» («Cum finis est licitus, etiam media sunt licita», лат.). У Базенбаума, однако, не сказано: «любые средства»; напротив, средства «недостойные» решительно отвергались. > Gefl. Worte-01, S. 375.
Церковь не выносит крови. // Ecclesia abhorret sanguinem (лат.).
Формула, на основании которой инквизиция передавала еретиков в руки светской власти для сожжения на костре. > Бабкин, 1:375.
В постановлении III Латеранского собора (1179) говорилось; «Церковь не жаждет крови» («Ecclesia non sittit sanguinem»). > Markiewicz, s. 505. — Статусы и цитаты

Сухая гильотина.
Так была названа ссылка в Гвиану, вместо казни на гильотине, 65 депутатов Национального собрания и 35 журналистов после государственного переворота, устроенного руководством Директории 4 сент. (18 фрюктидора) 1797 г. Сосланные подозревались в сочувствии к роялистам. > Boudet, p. 507.
Сферы влияния. // Spheres of influence. — Статусы и цитаты
Термин, появившийся в III изд. «Карты Африки согласно договору» Эдуарда Хёртслета (E. Hertslet) (Лондон, 1894).
Это – видоизмененное выражение «сферы действия» («spheres of action») из письма лорда Гранвилла (Granville, 1819—1907) к графу Мюнстеру от 29 апр. 1885 г. > The Oxford Dictionary of Quotations. – Oxford, 1979, p. 234.
Так проходит мирская слава (слава мира). // Sic transit gloria mundi(лат.).
С 1409 г. (год выборов папы Александра V) при возведении в сан римского папы троекратно повторяется возглас: «Святой отец, так проходит мирская слава»; при этом каждый раз сжигается кусок пакли в знак призрачности земного могущества. Описание обряда приведено в сочинении епископа Патриция «Церковные обряды» (1516).
Сама эта формула восходит к латинскому переводу Библии: «Und mundus transit et concupiscetia» – «И мир прейдет, и [его] вожделения» (Матф., 24, 35); в синодальном переводе: «Небо и земля прейдут». > Gefl. Worte-01, S. 389; Duden, S. 426.
Широко известна также цитата из книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (1418), I, 3, 21: «О, как быстро проходит слава мира!» («O quam cito transit gloria mundi»). — Статусы и цитаты

Римский мир (Мир по-римски). // Pax Romana.
Выражение появляется у авторов I в. н.э. (Сенека, Плиний Старший) как обозначение «замиренной» римскими завоеваниями части мира. > Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь – М., 1986, с. 559.
Не позднее 1897 г. появилось, по аналогии, выражение «Pax Britannica», а во 2-й пол. ХХ в. – «Pax Americana» и «Pax Sovetica». Выражение «Pax Americana» приписывалось американскому дипломату Генри Люсу. > Стуруа М. Бурное десятилетие. – М., 1981, с. 45.
Русские идут! — Статусы и цитаты
«Die Russen kommen!» («Русские идут!») – этим заголовком, набранным крупным шрифтом, открывался номер юмористического журнала «Berliner Krakehler» от 22 июля 1848 г., когда в охваченной революциями Германии опасались русской интервенции. Заголовок был повторен на первой странице 14 раз. > Герцен А. И. Собр. соч. в 30 т. – М., 1956, т. 7, с. 423.
«Русские идут, русские идут!» («The Russians Are Coming, The Russians Are Coming») – загл. сатирического романа американского писателя Натаньела Бенчли (N. Benchley, р. 1915), опубл. в 1961, экраниз. в 1966 г. Сюжет романа – советское вторжение в Великобританию; заглавие пародирует историческую фразу времен американской Войны за независимость: «Англичане идут!» (п Р-12).
22 мая 1949 г. с возгласом «Русские идут!» будто бы выбросился из окна 16-го этажа военного госпиталя в Вашингтоне экс-министр обороны Джеймс Форрестол (J. V. Forrestal). Однако событие это произошло без свидетелей, причем Форрестол оставил предсмертную записку с цитатой из Софокла. Фраза была приписана ему позднее – возможно, советскими журналистами. В США похожая фраза приписывается Форрестолу в некоторых публикациях об «инопланетянах», но не в форме «Русские идут!», а в форме «Они уже здесь!» («They are here now»).
Рыцарь без страха и упрека. // Chevalier sans peur et san reproche.
Выражение, многократно повторенное в анонимном сочинении «Приятнейшая <…> история <…> доброго рыцаря без страха и упрека, славного сеньора Баярда» (Париж, 1527). Имелся в виду Пьер дю Террай де Баярд (P. du Terrail de Bayard, 1476—1524), французский военачальник, сподвижник Франциска I. > Gefl. Worte-01, S. 396.
Семь чудес света. — Статусы и цитаты
Выражение возникло в III в. до н.э. В книге «О семи чудесах света» Филон из Византии к чудесам причислил: пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса работы Фидия, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на острове Фарос. > Gefl. Worte-01, S. 377.
Серое преосвященство (Серый кардинал). // Eminence grise(франц.).
Прозвище Франсуа дю Трамблей (F. du Tremblay, 1577—1638), известного под именем «отец Жозеф». «Отец Жозеф», глава ордена капуцинов во Франции и ближайший советник Ришелье, носил серую сутану, тогда как Ришелье – красную кардинальскую мантию. > Boudet, p. 350.
Сжечь свои корабли. — Статусы и цитаты
По преданию, правитель Сиракуз Агафокл (361—289 до н.э.), высадившись в 311 г. в Африке, сжег свои корабли, оставив своим войскам выбор: или победить, или погибнуть. > Boudet, p. 153.
В походе против персов 363 г. римский император Юлиан «велел предать пламени все корабли» (Аммиан Марцеллин, «Римская история», XXIV, 7, 4). > Отд. изд. – СПб., 1994, с. 322.
Согласно римской легенде, корабли троянцев, спасшихся после падения Трои, отнесло к устью Тибра; троянские женщины сожгли все корабли, чтобы прекратить дальнейшее блуждание по морю (Плутарх, «О доблести женской», 1). > Плут.-99, с. 390—391.
Позже это выражение связывалось также с походом Вильгельма Завоевателя в Англию (1066) и экспедицией Эрнана (Фернандо) Кортеса в Мексику (1519). > Boudet, p. 153; Hertslet, S. 321; Gefl. Worte-81, S. 185;.
Синагога Сатаны.
Протестанты о римско-католической церкви (XVI в.).
Выражение восходит к «Откровению» Иоанна Богослова, 2:9; в синодальном переводе: «…они <…> – сборище сатанинское».
Скандальная хроника. // Chronique scandaleuse.
Загл. 2-го изд. книги Жана де Руа (J. de Roye, 1425 – ок. 1495) о Людовике XI (1611). 1-е изд. вышло в Лионе ок. 1490 г. под загл. «Хроники христианнейшего и победоносного Людовика де Валуа Одиннадцатого». > Gefl. Worte-01, S. 252; Guerlac, p. 205—206.
Сколько рабов, столько врагов.
Римская пословица, которую Сенека приводит в «Письмах к Луцилию», 47, 5. > Сенека, с. 77. Изречение нередко приписывалось Катону Старшему. — Статусы и цитаты
Старый порядок (Старый режим). // L’Ancien Rйgime.
Выражение появилось в 1789 г., вскоре после начала Французской революции. Его популярности способствовала книга Алексиса де Токвиля «Старый порядок и революция» (1858).
п «Старый порядок был не более чем рабством…» (Т-19).

Положение Германии серьезное, но не безнадежное; положение Австрии безнадежное, но не серьезное.
Фраза осени 1918 г., перед капитуляцией Центральных держав.
О. фон Бисмарк в своих мемуарах (опубл. в 1898 г.) писал о периоде 1860-х гг.: «Возобновление коалиции Кауница [т.е. союз Австро-Венгрии с Францией и Россией] создало бы для Германии <…> хотя и не безнадежное, но все же очень серьезное положение». > Бисмарк О. Мысли и воспоминания. – М., 1940, т. 2, с. 222 (гл. 29).
Польское королевство – рай для евреев, ад для крестьян, чистилище для горожан.
Из анонимных «Пасквилей, подброшенных на королевской свадьбе» (1606; на латин. яз.). Затем повторялось с различными видоизменениями. > Markiewicz, s. 509. — Статусы и цитаты
Польша стоит безурядьем (безначалием). // Polska nierz№dem stoi.
Выражение возникло в Речи Посполитой в конце XVI в.; приведено в «Сеймовых проповедях» Петра Скарги (1597). > Markiewicz, s. 540. Второе значение слова «nierz№d» – беспутство, непотребство.
Поскребите русского, и вы найдете татарина. // Grattez la Russe et vous trouverez le Tartare (франц.).
Изречение приписывалось Жозефу де Местру (1753—1821), принцу Шарлю де Линю (1735—1814), Наполеону I и др. > Maloux, p. 470.
Ранний случай цитирования – 2 янв. 1823 г. в дневнике Джеймса Галлатина, сына и секретаря посланника США во Франции Элберта Галлатина. > Diary of James Gallatin. – New York, 1914; цит. по: Guerlac, p. 227.
Пражская весна. — Статусы и цитаты
О реформаторском движении в Чехословакии 1968 г. – возможно, по ассоциации с названием музыкальных фестивалей «Пражская весна».
Право всех наций на самоопределение .
Резолюция конгресса II Интернационала (Лондон, 1896); принята по предложению английского социалиста Джорджа Лансбери (G. Lansbury). Формулировка, возможно, принадлежит Карлу Каутскому. > Markiewicz, s. 557.
Термин «самоопределение» («Selbstbestimmung») принадлежит И. Г. Фихте. > Черчилль У. Мировой кризис. – М.; Л., 1932, с. 134.
Превентивная война. — Статусы и цитаты
Выражение вошло в обиход, по-видимому, со времени «военной тревоги» 1875 г., когда опасались новой германо-французской войны. О «немецкой теории неминуемой превентивной войны» говорилось в «Письме из Парижа», опубликованном в лондонской «Таймс» 6 мая 1875 г. Статья была инспирирована французским министром иностранных дел Луи Деказом (L. Decazes, 1819—1886). > Engelberg E. Bismarck: Das Reich in der Mitte Europas. – Berlin, 1990, S. 202.
Прекрасная эпоха. // Lа Belle Йpoque.
Это наименование было дано эпохе конца XIX – начала XX вв. задним числом, после Первой мировой войны, а в широкий обиход вошло, по-видимому, с 1950-х гг. > Boudet, p. 124.
При Муссолини поезда всегда приходили вовремя.
Фраза получила распространение после 1945 г., но восходит к середине 1920-х гг. В своей книге «Дворы и страны после войны» («Courts and Countries after the War», 1925) испанская наследная принцесса Эулалия (Eulalia) писала: «Первое благо правления Бенито Муссолини в Италии становится ощутимым, когда после пересечения итальянской границы слышишь: „Il treno arriva all’orario“» («Поезд прибывает по расписанию)». > Knowles, p. 537. — Статусы и цитаты

Первой жертвой войны становится правда.
«Когда объявляют войну, первой жертвой становится правда» – эпиграф к книге Артура Понсонби (A. Ponsonby) «Ложь во время войны» (1928), со ссылкой на речь Хайрама Джонсона в сенате США в 1918 г. Однако эта фраза не зафиксирована в его выступлениях. > Knowles, p. 648.
Первородная дочь Церкви. — Статусы и цитаты
Наименование Франции с VIII в. В 756 г. король франков Пипин Короткий разбил лангобардов и отдал папе Стефану II земли, на которых возникло Папское государство со столицей в Риме. За это папа присвоил ему и его сыновьям (в т.ч. будущему императору Карлу Великому) титул «названных сыновей», а также гарантировал особое заступничество св. Петронелы, которая по легенде была дочерью св. Петра.
Отсюда – «первородная дочь св. Петра», затем – «первородная дочь Церкви». > Boudet, p. 425; Ковальский Я. Папы и папство. – М., 1991, с. 72.
Первый среди равных. // Primus inter pares (лат.).
Нередкое наименование королей в Средние века (со времен Капетингов, 987 г.). > Кантор М. Я. Латинские афоризмы. – М., 1899, с. 97.
Перманентная революция.
Уже в 1843 г. Астольф де Кюстин писал: «В России деспотическая тирания есть непрерывная революция» («une rйvolution permanente»). > Custine A. La Russie en 1839. – Paris, 1843, vol. 2, p. 66; Кюстин, 1:275 (письмо ХIII).
О «непрерывной революции» («die Revolution in Permanenz») писали Маркс и Энгельс в «Воззвании Центрального Комитета к Союзу Коммунистов» (1850). > Marx K., Engels F. Gesamtaufgabe. – Berlin, 1977, Abt. I, Bd. 10, S. 263; Маркс—Энгельс, 7:267. Более ранняя формулировка: «объявив революцию непрерывной…» (К. Маркс, «К еврейскому вопросу», 1843; опубл. в 1844 г.). > Маркс—Энгельс, 1:393.
Франц Меринг применил этот термин к российской революции 1905 г.; перевод его статьи «Непрерывная революция» (впервые опубликованной в газете «Форвертс») появился в газете «Начало» (Петербург). > № 10, 15/8 нояб. 1905 г., с. 2. В том же номере «Начала» была напечатана статья Троцкого «Социал-демократия и революция», где говорилось о «непрерывной революции», о «непрерывности революции», о «революционной непрерывности».
Пивной путч. // Bierkeller-Putsch. — Статусы и цитаты
Попытка государственного переворота в Баварии, предпринятая Гитлером 8 нояб. 1923 г. Путч начался во время собрания горожан в крупнейшем пивном зале Мюнхена «Бюргербройкеллер» с участием членов баварского правительства. > Ширер, 1:95.
Пинг-понговая дипломатия. — Статусы и цитаты
В апр. 1971 г. Китай посетила группа игроков в настольный теннис из США, Канады и других стран; поездка положила начало нормализации отношений между КНР и США. Тогда же появилось выражение «пинг-понговая дипломатия». > Gefl. Worte-01, S. 492.
Под каким соусом вы желаете быть съеденными?
Подпись под сатирическим рисунком, появившемся в связи с созывом Собрания нотаблей в Париже в фев. 1787 г., за два года до революции. Собрание должно было одобрить реформы, предложенные Шарлем Калонном, в т.ч. всеобщий поземельный налог. > Duprй, p. 254.

Оглянись! Помни, что ты [всего лишь] человек!
Согласно Тертуллиану – слова, которые специально приставленные рабы шептали на ухо триумфатору на торжественной колеснице («Апология», 33, 4) (ок. 197 г.). > Богословские труды. Сб. 25. – М., 1984, с. 193.
п «Помни о смерти!» (Ан-53).
Окончательное решение еврейского вопроса. // Endlцsung der jьdischen Frage.
Формулировка появилась не позднее сент. 1940 г. в подотделе имперского управления безопасности «по делам евреев», возглавлявшемся Карлом Эйхманом. Г. Геринг в директивах Р. Гейдриху от 31 июля 1941 г. писал: «Фюрер приказал осуществить окончательное решение еврейского вопроса».
Первоначально имелась в виду полная изоляция еврейского населения, затем – его полное истребление. Публично об «окончательном решении еврейского вопроса» заявил Й. Геббельс 15 фев. 1943 г. в Дюссельдорфе. > Enzyklopдdie des Holocaust. – Berlin, 1993, Bd. 1, S. 119; Lexicon des Dritten Reiches, S. 150; Толанд Дж. Адольф Гитлер. – М., 1993, т. 2, 167, 195; Grьnberg K. SS – czarna gwardia Hitlera. – Warszawa, s. 270. — Статусы и цитаты
Он всегда продавал всех, кто его покупал.
О Талейране. В нач. 1815 г. французская газета «Желтый карлик» («Le Nain jaune») писала: «Князь Талейран оттого так богат, что он всегда продавал всех, кто его покупал». > Тарле Е. В. Талейран. – М., 1992, с. 169.
п «Честный политик <…> не продаст того, кто его купил» (К-17).
Они прожили! // Vixerunt. — Статусы и цитаты
Так римские власти объявляли народу о казни государственных преступников – напр., консул Цицерон после казни вождей заговора Катилины 5 дек. 63 г. до н.э. «Так говорят римляне о мертвых, не желая произносить зловещих слов», – замечает Плутарх («Цицерон», 22). > Плут.-94, 2:350; Бабичев, с. 870.
Орлеанская дева. // La pucelle d’Orlйans.
Наименование Жанны д’Арк (ок. 1412—1431) с XVI в. Сама она называла себя «Жанна дева»; так же называли ее современники. > Перну Р., Клэн М. В. Жанна д’Арк. – М., 1992, с. 345—346.
Остров Свободы.
Выражение возникло не позднее 1961 г., вероятно, из лозунга «Куба – свободная территория Америки» (надпись в Гаванском международном аэропорту, 1960). > Тихменев В. Е. Куба – да! – М., 1961, с. 27.
Отец народа. — Статусы и цитаты
Согласно Цицерону, царем, в отличие от тирана, «греки склонны считать такого, который заботится о народе, как отец» («О государстве», II, 47). > Цицерон-99, с. 95. У Плутарха «отцом народа» назван римский полководец Фабий Максим («Фабий Максим», XXVII).
С 1506 г. «Отец народа» – официальный титул французского короля Людовика ХII (1468—1515). Позднее так называли Генриха IV (1553—1610).
В Библии «отцом многих народов» называется Авраам (Римлянам, 4:18; также: Бытие, 17:4).
Отец отечества. Мать отечества. — Статусы и цитаты
«Отец отечества» («pater patriae») – титул, поднесенный римским сенатом Октавиану Августу во 2 г. до н.э. Титул «parens patriae» (букв.: «родитель отечества») получил от римского сената Цицерон за подавление заговора Катилины (63 г. до н.э.); затем – Юлий Цезарь после битвы при Мунде (45 г. до н.э.). > Markiewicz, s. 272.
Согласно Титу Ливию (V, 49, 7), «отцом отечества» называли уже Марка Фурия Камилла, который по занятии Рима кельтами в 390 г. до н.э. был назначен диктатором, разбил неприятелей и отстроил разрушенный ими город. Этот титул, однако, приписан Камиллу в позднейшее время. > Ливий, 1:276, 548.
После смерти императора Августа (14 г. н. э.) сенаторы предлагали титул «мать отечества» («mater patriae») Ливии Друзилле, вдове императора (Тацит, «Анналы», I, 14). > Тацит, с. 15. Ее сын Тиберий воспротивился этому, однако сохранились монеты с такой надписью.
Охота на ведьм. // Witch-hunt.
В 1-й половине 1950-х гг. «охотой на ведьм» назвали кампанию по расследованию «антиамериканской деятельности», возглавлявшуюся сенатором Дж. Маккарти. Популярности выражения способствовала антимаккартистская по замыслу пьеса А. Миллера «Тяжкое испытание» (1953) – о процессе «салемских колдуний», или «салемских ведьм» 1692 г.
Еще раньше Дж. Оруэлл называл борьбу коммунистов против «троцкистов» в Испании «бессмысленной охотой на ведьм» («Памяти Каталонии», 1938, гл. XI), а «московские процессы» – «процессами в духе „охоты на ведьм“» («Уэллс, Гитлер и всемирное государство», 1941). > Oxford Dictionary, 20:440; Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. – М., 1989, с. 238.
В первоначальном значении это выражение появилось в Англии не позднее 1640 г. (в форме «witch-hunting»).

Наследственный враг.
В Средние века – наименование дьявола, напр., в эпосе немецкого поэта Герборта фон Фрицлара «Песнь о Трое» (1210—1217) – переложении «Романа о Трое» Бенуа де Сен-Мора (1165).
С XV в. «наследственным врагом» стали называть Османскую империю как врага христианства.
Австрийский эрцгерцог Максимилиан I (1459—1519), став в 1493 г. императором Священной Римской империи, призвал немецких государей к борьбе против «наследственного врага, который стоит за Рейном», т.е. против Франции. Наименование Франции «естественным врагом» («Erbfeind») стало в Германии обычным со времени наполеоновских войн. > Gefl. Worte-01, S. 84.
п «Враг рода человеческого» (А-20). — Статусы и цитаты
Нация лавочников. // Nation of shopkeepers (англ.). // Une nation de boutiquiers (франц.).
В 1763 г. настоятель Глостерского кафедрального собора Джошуа Такер (J. Tucker, 1712—1768) говорил: «Лавочник не увеличит свою клиентуру, если начнет бить своих покупателей; а то, что верно по отношению к лавочнику, верно и по отношению к нации лавочников» (опубл. в кн. «Четыре трактата о политике и коммерции», 1766). > Stevenson, p. 693; Safire, p. 478. Адам Смит тогда же писал: «Основать великую империю с единственной целью взрастить народ, состоящий из покупателей, на первый взгляд, может показаться затеей, достойной лишь нации лавочников» («Исследование о природе и причинах богатства народов», IV, 7, 3) (1776). > Knowles, p. 723.
Затем это выражение стало приписываться Наполеону, который говорил о «нации лавочников» (т.е. англичан) на о-ве Св. Елены (Барри О’Мира, «Наполеон в изгнании», 1822; запись 30 мая 1817 г.). > O’Meara B. Napolйon en exil. – Paris, 1897, vol. 2, p. 166.
Наши друзья-враги. // Nos amis, les ennemis (франц.). — Статусы и цитаты
О воинах иностранных армий, занявших Париж весной 1814 г. Выражение использовал Пьер Беранже в сочиненной тогда же песне «Мнение этих девиц»: «Как рады мы своим друзьям, / Своим друзьям – врагам!» (пер. М. Михайлова). > Boudet, p. 47; Бабкин, 2:187.
Ненависть к роду человеческому. // Odium generis humani(лат.).
Обвинение, предъявлявшееся христианам во время гонений 64 г. при Нероне (Тацит, «Анналы», ХV, 44). > Тацит, с. 387—8.
Это выражение – калька с греческого «мизантропия». О «ненависти <…> ко всему роду человеческому, как у Тимона» говорил Цицерон («Тускуланские беседы», IV, 11, 27). > Цицерон-2000, с. 313. Тимон, живший в Афинах во время Пелопоннесской войны (2-я пол. V в. до н.э.), считался у греков воплощением человеконенавистничества.
Непреодоленное прошлое. // Unbewдltigte Vergangenheit.
Впервые – как тема одного из заседаний Евангелической академии в Западном Берлине (лето 1955 г.); с 1956 г. обычная тема исторических дискуссий в ФРГ. > Duden, S. 46. — Статусы и цитаты
Нет денег, нет и швейцарцев. // Point d’argent, point de Suisse (франц.).
Цитата из комедии Ж. Расина «Сутяги», I, 1 (1668). По преданию, с этими словами в 1521 г. отправилось домой швейцарское вспомогательное войско, которому французский король Франциск I не смог выплатить жалованье. > Guerlac, p. 210.
Новый мировой экономический порядок. // New world economic order(англ.).
Проект декларации «Об установлении нового мирового экономического порядка» был предложен неприсоединившимися странами («группа 77») на 6-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (19 апр. – 2 мая 1974). Непосредственным поводом создания «группы 77» был скачок цен на нефть. > Safire, p. 795; Ежегодник БСЭ. 1975. – М., 1976, с. 457.
п «Новый мировой порядок» (Б-144).
Ночь длинных ножей. // Die Nacht der langen Messer. — Статусы и цитаты
Наименование операции 30 июня 1934 г., когда отряды эсэсовцев уничтожили руководство СА (штурмовиков). До этого штурмовики сами грозили устроить в Германии «Ночь длинных ножей». 13 июля, на заседании рейхстага в помещении Королевской оперы, Гитлер заявил: «Новое, и на этот раз кровавое выступление, которое окрестили страшным именем „Ночь длинных ножей“, отвечало моим собственным помыслам». > Hitler: Reden und Proclamationen 1932—1945. – Wьrzburg, 1962, S. 418; цит. по: Augard, p. 141.
Источник выражения – песня штурмовиков: «Заточим длинные ножи о бордюр тротуара». > Markiewicz, s. 513.
Ночь и туман (Мрак и туман). // Nacht und Nebel.
Наименование операции, предписанной секретным приказом Гитлера и фельдмаршала В. Кейтеля от 7 дек. 1941 г.: в Германию (главным образом из Франции, Бельгии и Голландии) тайно вывозились лица, чем-либо провинившиеся перед оккупационными властями; об их судьбе родственникам ничего не сообщалось. > Нюрнбергский процесс: Сб. материалов в 8 т. – М., 1987, т. 5, с. 79; Enzyklopдdie des Holocaust. – Berlin, 1993, Bd. 2, S. 984. — Статусы и цитаты
Выражение, возможно, взято из оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга».
По другой версии, приказ от 7 дек. 1941 г. имел название «NN» («Nomen nescio» – «Имени не называю» (лат.), а «Ночь и туман» – позднейшая интерпретация. > Boudet, p. 809—810.
Обезьяний процесс. // Monkey trial.
Судебный процесс 1925 г. в городе Дейтон (штат Теннесси, США) над школьным учителем Джоном Скопсом. Скопс был обвинен в нарушении закона штата, запрещавшего преподавать эволюционную теорию Дарвина в муниципальных школах. > Американа, с. 609.
Авторство выражения «Обезьяний процесс» приписывается журналисту Генри Луису Менкену (1880—1956).
Обжалую приговор Филиппа пьяного перед Филиппом трезвым.
«Филипп [II Македонский] в суде, пьяный, осудил одну женщину; она закричала: „Обжалую приговор!“ – и на вопрос его: „Перед кем?“ – ответила: „Перед Филиппом, только трезвым!“» (Валерий Максим, «Достопамятные деяния и изречения», VI, 2, 1). > Цит. по: Античная басня. – М., 1991, с. 499.
Палец на ядерной кнопке. // Finger on the Button. — Статусы и цитаты
«Чей палец ты хочешь видеть на спусковом крючке [on the trigger], когда положение в мире так неустойчиво?» – загл. предвыборной статьи лейбористской газеты «Дейли миррор» от 21 сент. 1951 г. В это время премьер-министр К. Эттли, лейборист, обсуждал в США проблемы «атомной» военной политики. В день выборов, 25 окт. 1951 г., «Дейли миррор» вышла под шапкой «Чей палец?» («Whose Finger?»); далее следовало обращение к читателю: «Сегодня твой палец на кнопке». Речь шла о выборе между Эттли и консерватором У. Черчиллем, которого лейбористы обвиняли в излишней воинственности. > Rees, p. 160.
В президентской кампании 1954 г. в США лозунг «Whose Finger on the trigger?» («Чей палец на спусковом крючке?») использовали сторонники Д. Эйзенхауэра против Барри Голдуотера. > Safire, p. 248.
О «пятнадцати пальцах на спусковом крючке» говорил премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан в Палате общин 31 мая 1960 г., после срыва встречи в верхах по вопросам ядерного разоружения. > Клюкина, с. 140.
Партия порядка. — Статусы и цитаты
Так именовалось правое крыло французского Национального собрания, избранное в мае 1849 г.; состояло из орлеанистов (сторонников Орлеанской династии) и легитимистов (сторонников Бурбонов). Его девизом было: «Порядок, собственность, религия». > Boudet, p. 833.
Пассивное сопротивление.
Выражение появилось не позднее 1818 г. («passive resistance», англ.), в политический язык вошло в 1840-е гг. > Oxford Dictionary, 11:313; Knowles, p. 651.
В немецкой исторической традиции оно связывается с эпизодом революции 1848 г.: в ночь с 9 на 10 нояб. гражданское ополчение предложило Национальному собранию в Берлине защиту от войск прусского короля Фридриха Вильгельма IV; однако председатель Собрания Ганс фон Унру заявил: «Насильственным мерам Короны мы должны противопоставить лишь пассивное сопротивление».
И. Кант говорил о «негативном сопротивлении», в отличие от «активного» («Метафизика нравов», 1797). > Gefl. Worte-01, S. 447.
п «Ненасильственное сопротивление» (Г-11); «Гражданское неповиновение» (Т-61).
Пеларгику лучше быть пусту.
Стих пифийского оракула, запрещавший селиться в Пеларгике – местности у подошвы афинского Акрополя (Фукидид, II, 17, 1). > Фукидид, с. 73.
Нарушение этого запрета считали причиной страшной эпидемии (т.н. «чумы»), разразившейся в Афинах во время Пелопоннесской войны, в 430 г. до н.э.
Первая леди страны. — Статусы и цитаты
Выражение появилось в Англии не позднее 1850-х гг. В значении «хозяйка Белого дома» оно утвердилось в ХХ в., после постановки в Нью-Йорке пьесы Ч. Нирдлингера «Первая леди страны» («The First Lady in the Land», 1911). Героиней пьесы была Долли Мэдисон, жена Дж. Мэдисона, который в 1801—1817 гг. занимал сначала пост государственного секретаря, затем – президента. > Oxford Dictionary, 5:959; Safire, p. 252; Американа, с. 319.
Первое серьезное предупреждение.
«Первое серьезное предупреждение» правительства КНР появилось 7 сент. 1958 г.: Пекин протестовал против конвоирования флотом США морских транспортов Тайваня. К середине 1960-х гг. число «серьезных предупреждений» превысило 400. > Markiewicz, s. 560.
Политика открытых дверей.
Выражение появилось в Англии в конце 1890-х гг.; встречается в «Дейли ньюс» от 25 янв. 1898 г. («the policy of the open door»). > Oxford Dictionary, 10:843. Имелись в виду «открытые двери» для торговли с Китаем. О необходимости «открытых дверей» для мировой торговли с Китаем говорилось в известной ноте государственного секретаря США Джона М. Хея от 6 сент. 1899 г.
Этот оборот, по-видимому, восходит к английскому переводу «Откровения св. Иоанна», 3:8: «Вот, я отворил перед тобой дверь [have set <…> an open door], и никто не может затворить ее». > Gefl. Worte-01, S. 419.
Политика портит характер. // Die Politik verdirbt den Charakter (нем.).
С этого изречения начинался проспект издания под загл. «Листок для образованных людей всех сословий. Газета для неполитиков» (1882). Проспект был написан немецким журналистом Ойгеном Серке (E. Sierke, 1845—1929), а изречение приводилось со ссылкой на «одного знаменитого политика».
Сходные высказывания встречались с середины XIX в. > Gefl. Worte-01, S. 466—467.
Политический флюгер. — Статусы и цитаты
Выражение восходит к «Словарю флюгеров» («Dictionnaire des girouettes»), который в 1815 г. опубликовал в Париже граф Сезар де Пруази д’Эппе (C. de Proisy d’Eppes). Здесь давались политические портреты деятелей, служивших с 1789 г. самым различным режимам, а степень беспринципности измерялась числом изображений флюгера; напр., министр полиции Жозеф Фуше оценивался в 12 флюгеров.
«Словарь флюгеров» насчитывал 508 страниц; вышедший позже «Словарь неизменных» – всего 38 страниц. > Boudet, p. 481.
Полная и безоговорочная капитуляция.
Акт о «полной и безоговорочной капитуляции» Германии был подписан 7 мая 1945 г. в Реймсе, а окончательно – 8 мая в Потсдаме. Формулировку «безоговорочная капитуляция» («unconditional surrender») предложил Ф. Рузвельт 24 янв. 1943 г. на англо-американской конференции в Касабланке. > Lexicon des Dritten Reiches, S. 64.
Выражение «безоговорочная капитуляция» известно по крайней мере с 1862 г. (п Г-132).
Прямое действие. // Action direct (франц.). — Статусы и цитаты
Принцип анархо-синдикализма; провозглашен на съезде французских Бирж труда 7—8 фев. 1892 г. > Boudet, p. 19.
Это выражение принадлежало, по-видимому, Фернану Пелутье (F. Pelloutier, 1867—1901). > Markiewicz, s. 320.
Пусть воюют другие; ты, счастливая Австрия, заключай браки! (ты счастлива, Австрия, браком!) / То, что иным дает Марс, тебе дарует Венера. // Bella gerant alii, tu felix Austria, nube <…>(лат.).
Двустишие приписывалось венгерскому королю Матвею (Матиусу) Корвину (1443—1490), но возникло, по-видимому, в ХVI в. В эту эпоху Габсбурги успешно расширяли свои владения при помощи династических браков. > Markiewicz, s. 504.
Восходит к «Илиаде», V, 428—429: «Милая дочь! не тебе заповеданы шумные брани. / Ты занимайся делами приятными сладостных браков»; затем у Овидия: «Пусть воюют другие; Протесилай пусть любит» («Героиды», 13, 84). > Гомер. Илиада. – М., 1982, с. 77—78 (пер. Н. Гнедича); Бабичев, с. 99.
Выражение «счастливая Австрия» («Felix Austria») существовало уже в 1363 г.; эти слова вырезаны на одной из печатей австрийского герцога Рудольфа IV. > Gefl. Worte-01, S. 349.
Работать на прусского короля. // Travailler pour le roi de Prusse (франц.).
По одной версии, выражение возникло после Аахенского мира 1748 г., который во Франции считали выгодным прежде всего для Фридриха Великого.
По другой версии, оно появилось в сатирической песенке о маршале Шарле де Субизе (1715—1787), которого Фридрих разгромил при Росбахе в 1757 г.: «Он работал, он работал / На короля – Пруссии» («Il a travaillй, il a travaillй, / Pour le roi – de Prusse»). > Gefl. Worte-01, S. 433.
Разделяй и властвуй. // Divide et impera (лат.).
Эта формула не встречается у древних авторов, хотя, напр., Г. Гейне приписывал ее Филиппу II Македонскому (в письме от 12 янв. 1842 г.). Столь же безосновательно она приписывалась Н. Макиавелли.
Выражение возникло, по-видимому, в конце ХVI в. По-английски («Divide and rule») цитировалось в 1605 г.; по-латыни – в сочинениях итальянца Траяно Боккалини (1556—1613), опубликованных посмертно (1666—1667). > Kasper, S. 81; The Concise Oxford Dictionary of Proverb. – Oxford; New York, 1998, p. 68. — Статусы и цитаты
Выражение «Разделять, чтобы править» («Diviser pour rйnger», франц.) Проспер Мериме цитировал как изречение Людовика ХI («Хроника царствования Карла IХ», предисловие) (1829).
Революция гвоздик.
Гвоздика была символом 300-тысячного митинга в Лиссабоне 1 мая 1974 г.; «революция гвоздик» – демократическая революция 1974—1975 гг. в Португалии. > Boudet, p. 819. — Статусы и цитаты
По аналогии: «революция роз» (о свержении президента Грузии Э. Шеварднадзе осенью 2003 г.).
Реформация (реформа) Церкви в ее главе и членах. // Reformatio Ecclesiae in capite et in membris (лат.).
Из декрета Базельского собора католической церкви «Sacrocancta» от 16 мая 1439 г.
Формула восходит к сочинению французского епископа Гильома Дюрана (Младшего) «Рассуждение об общем способе проведения соборов», I, 2 (G. Durand, «Tractatus de modo generalis concilii celebrandi», 1311 г.). У Дюрана: «…то, что в Божьей Церкви нуждается в усовершенствовании и реформировании, должно быть усовершенствовано и реформировано в ее главе и членах». > Gefl. Worte-01, S. 391—392.
Столица мира. // Caput mundi.
С I в. до н.э. – наименование Рима (напр.: Тит Ливий, ХХI, 30, 10). > Ливий, 2:29.
«Столицей земного шара» был назван революционный Париж в брошюре Анахарсиса Клоотса «Всемирная Республика» (апр. 1789). > Олар А. Политическая история Французской революции. – М., 1902, с. 219.
п «Вечный город» (Ан-105).
Солдат великой войны, чье имя ведомо Богу. // A Soldier of the Great War Known unto God.
Надпись на могиле Неизвестного солдата в Вестминстерском аббатстве в Лондоне (1919), а также на других захоронениях неизвестных солдат Первой мировой войны. Ее выбрал Р. Киплинг, в качестве литературного консультанта Имперского комитета по захоронению. > The Oxford Dictionary of Quotations. – Oxford, 1979, p. 305.
Строитель империи. // Empire builder.
С 1894 г. – наименование в британской печати Сесила Родса (1853—1902), премьер-министра Капской колонии. > Oxford Dictionary, 5:188.
Строить отступающему врагу золотой мост.
Согласно Плутарху, после битвы при Саламине (480 до н.э.) афинский полководец Фемистокл предложил разрушить мост через Геллеспонт, чтобы отрезать персам путь к отступлению. Его сотоварищ Аристид возразил: «Не следует нам разрушать существующий мост, а если можно, построить еще второй и поскорее выбросить этого молодца [Ксеркса] из Европы» («Фемистокл», 16). > Плут.-94, 1:140.
Та же мысль приписывалась Сципиону Африканскому (Старшему) : «Врагу не только надо оставить дорогу для бегства, но даже укрепить ее» (Юлий Фронтин, «Военные хитрости» («Стратегемы»), IV, 7, 16; то же в «Кратком изложении военного дела» Вегеция). > «Вестник древней истории», 1946, № 1, с. 280; Греческие полиоркетики… – СПб., 1996, с. 254. — Статусы и цитаты
Выражение: «строить бегущему врагу серебряный мост» – встречается в сборнике Эразма Роттердамского «Изречения» («Apophtegmatum», 1531), затем у Ф. Рабле в «Приятной и забавной истории великана Гаргантюа», I, 47 (1547); «строить врагу золотой мост» – у немецкого сатирика Иоганна Фишарта (J. Fischart, 1546—1590) в его переделке романа Рабле (1575). > The Concise Oxford Dictionary of Proverbs. – Oxford; New York, 1998, p. 32; Gefl. Worte-01, S. 93.
Тебе достанется столько земли, сколько хватит для твоего погребения.
Так будто бы ответили индийские мудрецы Александру Македонскому (Арриан, «Поход Александра», VII, 1, 6). > Арриан, с. 220.
п «Он получит шесть футов английской земли» (Г-16). — Статусы и цитаты
Только верой, только благодатью, только по Святому Писанию. // Sola fide, sola gratia, sola Scriptura(лат.).
Принцип Реформации, сформулированный в ХVII в. на основе сочинений Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. > Markiewicz, с. 509; Брендлер М. Мартин Лютер. – М., СПб., 2000, с. 191.
Торговля следует за флагом. // The trade follows the flag (англ.).
Т.е.: военное проникновение предшествует торговым сношениям с заморскими странами. Эта формула появилась в английской печати ок. 1870 г. > The Concise Oxford Dictionary of Proverbs. – Oxford; New York, 1998, p. 276.
Третий рейх.
Выражение «Das Dritte Reich» в значении «Третье царство», или «Третья империя», появилось в средневековой Германии; оно восходит к учению богослова XII в. Иоахима Флорского о «трех эрах» истории человечества, которым в политической сфере соответствуют «три царства». > Gefl. Worte-81, S. 627.
В 1923 г. вышла книга немецкого историка культуры и публициста Артура Мёллера ван дер Брука (A. Moeller van der Bruck, 1876—1925) «Третий рейх». Здесь речь шла об эпохе будущего господства национал-социалистов, в отличие от «Первого рейха» (Священная Римская империя германской нации 843—1806 гг.) и «Второго рейха» (Германская империя 1870—1918 гг.).
Термин «Третий рейх» не утвердился в качестве официального в нацистской Германии, а в 1939 г. был изъят из обращения. > Gefl. Worte-81, S. 627. В частности, журнал «Искусство Третьего рейха» («Der Kunst im 3. Reich») стал называться «Искусство Немецкого рейха». > Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994, с. 135. — Статусы и цитаты
п «Тысячелетний рейх» (Ан-263).
Триумф воли.
Лозунг Нюрнбергского съезда нацистской партии (1934) и название документального фильма об этом съезде («Triumph des Willens», 1934), реж. Лени Рифеншталь. > Lexicon des Dritten Reiches, S. 586.
Ты спишь, Брут?
Незадолго до убийства Цезаря (март 44 г. до н.э.) судейское возвышение, где Брут исполнял свои обязанности претора, однажды утром оказалось заваленным табличками со словами: «Ты спишь, Брут?» (Плутарх, «Брут», 9; «Юлий Цезарь», 62). > Плут.-94, 2:478; 2:197.
Отсюда известная цитата из трагедии Вольтера «Смерть Цезаря» (1735), II, 2: «Брут, ты спишь, а Рим в оковах!» > Guerlac, p. 106; Суворов А. В. Письма. – М., 1986, с. 421 (коммент.).
Тысячелетний рейх. // Tausendjдhriges Reich.
Одно из наименований «Третьего рейха», восходящее к средневековым хилиастическим представлениям о будущем «тысячелетнем царстве». В «Откровении» Иоанна Богослова (20:4) предсказывалось, что после первого пришествия Антихриста праведники будут царствовать с Христом тысячу лет. О «Тысячелетнем царстве (рейхе)» писали философ-мистик Я. Бёме (1623), поэт-романтик Новалис (1802) и др. > Gefl. Worte-81, S. 156.
п «Третий рейх» (Ан-260); «В следующую тысячу лет <…> никаких революций!» (Г-86).
Умри теперь, Диагор, раз ты не можешь взойти на Олимп.
Так будто бы сказал некий спартанец Диагору, победителю на Олимпийских играх, когда не только его сыновья, но и внуки оказались увенчанными в Олимпии (Плутарх, «Пелопид», 34). > Плут.-94, 1:339. — Статусы и цитаты
Чего нет в документах, того нет вообще. // Quod non est in actis, non in mundo (лат.).
Принцип средневекового права. > Kasper, S. 311.

Челночная дипломатия. // Shuttle diplomacy.
Переговоры между Израилем и арабскими странами в 1973—1974 гг. велись через посредника – государственного секретаря США Г. Киссинджера. Киссинджер поочередно встречался с лидерами враждующих государств, переезжая из одной столицы в другую. Отсюда: «челночная дипломатия». — Статусы и цитаты
Согласно «Нью-Йорк таймс» от 29 окт. 1995 г., первым это выражение употребил американский дипломат Джозеф Сиско (J. Sisco, р. 1919) в частной беседе с журналистами в 1973 г. > Jones, p. 940.
Черная яма. // Black hole.
Яма в форте Вильямс (Калькутта), куда в 1756 г. были брошены на ночь 146 европейцев, а выжили к утру 23 человека.
С 1967 г. «Black hole» («Черная дыра») – наименование гипотетических космических объектов, возникающих в результате гравитационного коллапса звезд.
Черная смерть. // Mors nigra (лат.). — Статусы и цитаты
О катастрофической эпидемии бубонной чумы в Европе (1348—1350). Выражение восходит к Гесиоду («Труды и дни», I, 154). > Stevenson, p. 506.
Черный день. // Dies ater (лат.).
О захвате Рима галлами во главе с Бренном (388 до н.э.), согласно Авлу Геллию («Аттические ночи», V, 17). > Markiewicz, s. 147.
Шпага без знамени. // Epйe sans couleur.
Прозвище маршала Патриса Мак-Магона (1808—1893). Монархист по убеждениям, он был президентом республиканской Франции в 1873—1879 гг. > Бабкин, 1:420.
Экономическое чудо. // Wirtschaftswunder. — Статусы и цитаты
Об экономическом развитии ФРГ после 1948 г. «Отцом экономического чуда» называли Людвига Эрхарда, который в 1949—1963 гг. был министром экономики, а затем федеральным канцлером.
Выражение, однако, возникло в 1930-е гг. «Мы ждем экономического чуда» – статья Яна Бангхаузена в еженедельнике «Weltbьhne» от 17 нояб. 1931 г.
28 окт. 1936 г. рейхсминистр Герман Геринг заявил: «…за последние четыре года удалось добиться чуда, великого немецкого чуда» (речь «О задачах [второго] 4-летнего плана» в берлинском Дворце спорта). > Gцring H. Reden und Aufsдtze. – Mьnchen, 1938, S. 258. В том же году в Голландии вышла книга Б. Пристера «Немецкое экономическое чудо». > Priester B. H. E. Das deutsche Wirtschaftswunder. – Amsterdam, 1936. — Статусы и цитаты
Я возвещаю вам великую радость: у нас есть папа! // …Habemus papam(лат.).
Формула публичного сообщения об избрании нового папы; приведена в сочинении епископа Патриция «Церковные обряды» (1516). > Gefl. Worte-01, S. 389.
Его начало взято из Евангелия от Луки, 2:10.
Я римский гражданин! // Civis Romanus sum. — Статусы и цитаты
Формула, обеспечивавшая римлянам личную неприкосновенность за пределами Рима, – «возглас, который в далеких странах, среди варваров, не раз многим помогал и многих спасал» (Цицерон, речь против Верреса, V, 57, 147) (70 г. до н.э.). > Цицерон-93, 1:153; также: Плут.-99, с. 491; Римское право, с. 385.
Я сделал, что мог, кто может, пусть сделает лучше. // Feci quod potui, faciant meliora potentes.
В латинском оригинале – стихотворная парафраза формулы, которой римские консулы заключали свою отчетную речь, передавая полномочия преемнику. > Бабичев, с. 270.
Я только выполнял приказы. — Статусы и цитаты
«Сводная цитата» из объяснений подсудимых на Нюрнбергском процессе (нояб. 1945 – окт. 1946). > Rees, p. 133.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *