Меню Рубрики

Оригинальные статусы и цитаты из русской истории — 2

Чуждый элемент.
«Исключен как чуждый элемент» – ходячая формулировка постановлений об исключении из РКП(б) со времени «генеральной чистки» 1921 г. ►Овсянников В. З. Литературная речь. – М., 1933, с. 317.
Шапками закидаем!
Как «историческая цитата» связывалось с различными событиями русской военной истории, в т.ч. Крымской войной 1853-1856 гг. и русско японской войной 1904-1905 гг. Однако уже в марте 1611 г. восставшие против поляков москвичи говорили: «Скоро мы вас шапками закидаем и рукавами выметем». ►Флоря Б. Н. Польско литовская интервенция в России и русское общество. – М., 2005, с. 355.
Шесть условий победы товарища Сталина.
Первоначально: «Шесть указаний товарища Сталина». Лозунг возник из речи Сталина 23 июня 1931 г. на совещании хозяйственников, где излагались шесть «новых условий развития нашей промышленности». ►Сталин, 13:76.

Штрейкбрехеры революции.
Под этим заглавием 15 окт. 1917 г. в «Правде» появилась статья Сталина о меньшевиках и эсерах. ►Сталин, 3:375.
С конца 1920 х гг. «штрейкбрехерами революции» стали назвать Л. Б. Каменева и Г. Е. Зиновьева, со ссылкой на письмо Ленина в ЦК РСДРП(б) от 19 окт. 1917 г. Ленин требовал исключить их обоих из партии, поскольку «партия революционеров, не карающая видных штрейкбрехеров, погибла». ►Ленин, 34:426. «Штрейкбрехерство» Каменева и Зиновьева состояло в том, что они печатно заявили о своем несогласии с решением ЦК о вооруженном восстании.
Эпоха доверия. — статусы и цитаты
О первых месяцах после назначения П. Д. Святополк Мирского министром внутренних дел (26 авг. 1904 г.). Выражение возникло из речи Святополк Мирского на приеме старших чинов министерства внутренних дел 16 сент. 1904 г.: «…Плодотворность правительственного труда основана на искренне благожелательном и искренне доверчивом отношении к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях мы получим взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства». ►Витте С. Ю. Воспоминания. – М., 1960, т. 2, с. 600.
См. «Весенние мечтания» (№ 000).
Это мы пишем или к нам пишут?
«Рассказывали про какого то воеводу, что при докладе ему служебных бумаг он иногда спрашивал своего секретаря: «А это мы пишем или к нам пишут?»« (П. Вяземский, «Воспоминания о 1812 годе», IV) (1868). ►Вяземский П. А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. – М., 1988, с. 292. — статусы и цитаты
Юбилейная вахта труда.
Загл. передовицы «Правды» от 3 фев. 1967 г. (о социалистическом соревновании к 50 летию Октябрьской революции).
Я вас в Афганистан не посылал.
Как фразу, которая звучит «из уст бюрократа», ее процитировали участники Афганской войны Сергей Червонопиский (Украина) и Павел Шетько (Белоруссия) на I съезде народных депутатов СССР 2 июня 1989 г. ►I съезд народных депутатов СССР. Стеногр. отчет. – М., 1989, т. 2, с. 341, 344. — статусы и цитаты

 

Черная сотня.
Так называлось в допетровской Руси мещанское ополчение. Политическое значение термин приобретает с конца XIX в., как наименование «мещанской партии» в Московской городской думе: «У нас под этим именем [«черной сотни»] разумеют весьма сплоченную группу мещан и ремесленников, выходящую из третьего разряда избирателей». ►Муромцев С. А. Статьи и речи. – М., 1910, вып. 3, с. 79-80 («Из общественной хроники. 15 янв. 1885 г.»). В «Русской мысли и речи» М. И. Михельсона (1903) «черная сотня» определяется как «партия неинтеллигентных гласных в [городской] думе». ►Михельсон, 2:500.
С начала 1905 г. «черной сотней» и «черносотенцами» в левой и либеральной печати стали называть боевые дружины монархических организаций, а затем – все крайние монархические элементы (вероятно, под влиянием западноевропейской политической терминологии, в которой «черные» означало монархистов реакционеров). — статусы и цитаты
Выражения «черная сотня» и «черносотенцы» были приняты крайне правыми в качестве самоназвания. Редактор «Моск. ведомостей» В. А. Грингмут писал в «Руководстве монархиста черносотенца»: «Враги самодержавия назвали «черной сотней» тот простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту своего Самодержавного Царя. Почетное ли это название «черная сотня»? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными Царю русскими боярами. Все они были настоящими «черносотенцами», и все они стали, как и нынешние «черносотенцы монархисты», на защиту Православного Монарха, Самодержавного Царя»; «Что такое «черная сотня»? «Черная сотня» – это тысячи, миллионы, это – весь Православный Русский Народ, остающийся верным присяге неограниченному Самодержавному Царю». ►«Моск. ведомости», 3 июня 1906; цит. по: Грингмут, 4:136.
Вскоре затем появляются, по аналогии, выражения «красная сотня» и «красносотенцы», напр.: «Красносотенцы и черносотенцы». ►Загл. брошюры – Харьков, 1906. — статусы и цитаты
В 1989 г. «красной сотней» называли 100 участников Съезда народных депутатов СССР, избранных по особой квоте от КПСС.
Черный барон.
О бароне П. Н. Врангеле (в 1920 г. – главнокомандующий Русской армией в Крыму). Назван так по черной черкеске и черной папахе.
«Белая армия, черный барон» – начало песни «Красная армия всех сильней» на слова П. Григорьева (1920). Стихотворение Д. Бедного «Черный Врангель, герр барон…» («Красноармейская песенка») датировано 18 июня 1920 г. ►Бедный Д. Полн. собр. соч. – М.; Л., 1927, т. 5, с. 187. — статусы и цитаты

Фашистская клика Тито Ранковича.
Первое зафиксированное упоминание – в газете «За прочный мир, за народную демократию» от 1 сент. 1949 г. (в редакц. статье «Зарвавшиеся фашистские насильники»).
Оборот «клика Тито – Ранковича» появляется годом раньше.
Фланговый маневр. — статусы и цитаты
О движении русской армии на Тарутино после оставления Москвы в 1812 г. О «фланговом марше» говорил на военном совете в Филях 1 сент. генерал квартиймейстер полковник К. Ф. Толь. М. И. Кутузов писал о том же в рапорте Александру I от 6 сент. ►Кутузов, 4(1):221, 243.
Хорошо быть генералом в России.
Каламбурный «перевод с французского» выражения «bien etre g(n(ral en Russie» («всеобщее благоденствие России»). В «Записных книжках» П. А. Вяземского приводится со ссылкой на «какого то шутника в Москве». ►Вяземский 2003, с. 237, 895.
Хотели создать очередную партию, а получилась, как всегда, КПСС.
В таком виде фразу привел новгородский губернатор Михаил Прусак на съезде «Единства» в Новгороде 29 окт. 2000 г. ►«Новое время», 2000, № 44. — статусы и цитаты
Хроника текущих событий.
Название самиздатского правозащитного бюллетеня. 1 й выпуск вышел 30 апр. 1968 г. под редакцией Н. Горбаневской.

Трудовой подъем.
«О трудовом подъеме» – загл. § 1 тезисов IX съезда РКП(б) «Очередные задачи хозяйственного строительства» (опубл. 12 марта 1920 г.). ►IХ съезд РКП(б). Протоколы. – М., 1960, с. 532-533.
В проекте тезисов, написанном Л. Троцким, этот параграф был озаглавлен «О воле к труду»; в тексте говорилось о «подъеме воли к труду». Новое заглавие предложил Ленин. ►Ленин, 40:190.
Тушинские перелеты.
В «Сказании» Авраамия Палицына (1620 е гг) говорилось о боярах, которые в 1608-1609 гг. «не дважды кто, но и пять крат и десять» переходили от царя Василия Шуйского в Тушинский лагерь Лжедмитрия II и обратно. «Польские же и литовские люди и воры казаки тем перелетом ни в чем не вероваху (…)«. ►Сказание Авраамия Палицына. – М., 1955, с. 267.
Отсюда – «тушинские перелеты». — статусы и цитаты
Тюрьма народов.
Формула «Царизм – тюрьма народов» приведена в «Замечаниях» И. Сталина, А. Жданова и С. Кирова на конспект учебника по истории СССР. ►К изучению истории. – М., 1937, с. 22. Вероятно, она восходит к концу ХIХ – началу ХХ в.
См. «Империя эта (…) – не что иное, как тюрьма» К-104).
У нас в СССР секса нет.
Перефразированная реплика участницы телемоста Ленинград – Бостон, состоявшегося 17 июля 1986 г. На вопрос из Бостона: «У нас в стране тоже существует проблема секса у подростков. (…) У нас в телерекламе все крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?» – прозвучал ответ: «Ну, секса у нас нет. Мы категорически против этого». И далее: «Секс у нас есть, но у нас нет рекламы». ►Сообщено О. М. Павловской, сотрудницей Архива производственного отдела дирекции программ ОРТ.
См. «Сексуальная революция в Советском Союзе» (Ан 404). — статусы и цитаты
У нас одна партия у власти, а остальные в тюрьме.
Согласно Б. Бажанову, М. Н. Томский (1880-1936) на XI съезде ВКП(б) (1922) сказал: «Нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии. Это неверно. У нас много партий. Но в отличие от заграницы у нас одна партия у власти, а остальные в тюрьме» («Воспоминания бывшего секретаря Сталина», гл. 2; впервые опубл. в 1930 г. на франц. яз.). ►Отд. изд. – СПб., 1992, с. 17. Однако в стенограмме съезда такого высказывания нет.
Фраза приписывалась также Н. И. Бухарину, напр., в книге Исаака Дойчера о Л. Троцком «Вооруженный пророк». ►Deutscher I. The Prophet Armed. – London, p. 518. — статусы и цитаты

Теория стакана воды.
По воспоминаниям К. Цеткин, Ленин осенью 1920 г. говорил: «Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой «теории стакана воды» наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась» (К. Цеткин, «Из записной книжки», 1925). ►Цеткин К. Воспоминания о Ленине. – М., 1955, с. 48. «[Просто,] как выпить стакан воды» – русский фразеологизм, существующий с ХVIII в.
«Теория стакана воды» часто приписывается Александре Коллонтай – по видимому, безосновательно.
Теплая Сибирь.
О Кавказе. Выражение приписывалось Николаю I. ►Напр.: Русские мемуары. 1800-1825. – М., 1989, с. 69. Приписывалось также Александру I.
Астольф де Кюстин в 1843 г. писал: «Под рукой у (…) царя (…) Кавказ, смягченный вариант Сибири». ►Кюстин, 1:351 (письмо ХVII).
Тихая контрреволюция. — статусы и цитаты
О «пражской весне» 1968 г. ►Напр., «Правда», 11 сент. 1968 («О «мирной» и немирной контрреволюции»; подпись: «С. Ковалев»).
Повторено М. С. Горбачевым по поводу «отказа от социалистических ценностей»: «Это тихая контрреволюция, я вам прямо скажу» (выступление перед деятелями культуры 28 нояб. 1991 г.). ►»Правда», 1 дек. 1991, с. 4.

Страна городов (Гардарика).
Скандинавский топоним «Gardar» как обозначение земли к юго востоку от Скандинавии (т.е. Северо Западной Руси) появился не позднее конца Х в.; топоним «Gardariki» – в середине ХIII в. Русский историк ХVIII в. В. Н. Татищев перевел «Gardar» как «город, крепость» – со ссылкой на шведского археолога Олафа Верелия и, возможно, по созвучию слов «gard» и «град». ►Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. – М., 2001, с. 70, 73-74; Татищев В. Н. Собр. соч. – М., 1994, т. 1, с. 220, 283 («История Российская», ч. I). Выражение «царство городов» встречается в «Курсе русской истории» В. О. Ключевского. ►Ключевский, 1:134. — статусы и цитаты Однако «gard» – не город (у скандинавов – «borg»), а «обнесенное, огороженное место, усадьба, двор». «Отправляясь из Ладоги по Волхову, скадинавы встречали на своем пути цепочку поселений, что и могло дать основание назвать ладожско ильменский регион словом «Gardar»«. ►Мельникова Е. А. Указ. соч., с. 71.
Стройка века.
О Байкало Амурской магистрали (с 1974 г.). Раннее упоминание – «Стройка века, трасса мужества» («Гудок, 28 июля 1974).
Суворов везде пройдет!
12 мая 1800 г., когда отпевание А. В. Суворова было окончено, «нужно было нести гроб в церковь, куда вела очень узкая лестница. (…) Гренадеры, служившие под командой Суворова, подняли гроб, поставили его себе на головы и при возгласе: «Суворов везде пройдет!», снесли его до назначенного места» («Мемуары» В. Н. Головиной, опубл. в 1899 г.; пер. с франц.). ►История жизни благородной женщины. – М., 1996, с. 235.
В «Записках» А. С. Шишкова: «Небось! пройдет! Везде проходил!» ►Жизнь Суворова, рассказанная им самим… – М., 2001, с. 575.
Суворову равный. — статусы и цитаты
«Полководцу, Суворову равному» – надпись на венке от Академии Генерального штаба на похоронах М. Д. Скобелева (1843-1882). ►Михаил Скобелев. – М., 1997 с. 437.
Сумбур вместо музыки.
Загл. редакционной статьи «Правды» от 28 янв. 1936 г. (об опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»).
По предположению Л. Максименкова («Сумбур вместо музыки», 1997), автором статьи был П. М. Керженцев (1881-1940), председатель Комитета по делам искусств.
Съезд победителей.
Загл. передовицы «Правды» от 26 янв. 1934 г., в день открытия ХVII съезда ВКП(б). Повторено С. М. Кировым в речи на съезде 31 янв.
В сентябре того же года в Германии «съездом победителей» был объявлен Нюрнбергский съезд нацистской партии.
ТАСС уполномочен заявить. — статусы и цитаты
Раннее упоминание – в заметке «Опровержение ТАСС». ►«Правда», 30 марта 1934. Но уже в 1929 г. существовала формулировка «ТАСС уполномочен сообщить». ►«Правда», 13 авг. 1929.
«ТАСС уполномочен заявить» – загл. романа Ю. Семенова (1979).
Татаро монгольское иго.
«О княжении Киевском под лютым игом татарским» – назв. одной из глав «Киевского синопсиса» (1674), который долгое время играл роль «краткого курса» русской истории. ►Отд. изд. – Киев, 1836, с. 188. Формула «татаро монгольское иго» появилась, по видимому, в советское время.
Твердокаменные большевики.
Выражение принадлежит, по видимому, лидерам меньшевиков, которые уже в 1904 г. называли сторонников Ленина «твердокаменными». Ленин принял это наименование: «Я принадлежу к твердокаменным» («Соловья баснями не кормят», янв. 1905); «Мы твердокаменные марксисты» («Партийная организация и партийная литература», нояб. 1905); «Нас недаром прозвали твердокаменными» («Политические заметки», 1908). ►Ленин, 9:166; 12:103; 16:420. — статусы и цитаты

Собиратель Русской земли.
«Събратель Руской земли» – наименование Ивана Калиты (?-1340) в «Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича», написанном век спустя после смерти Калиты (1430-1450 е гг.). ►ПЛДР. ХIV – середина ХV века. – М., 1981, с. 208.
С. М. Соловьев в своей «Истории России…» назвал «собирателями Русской земли» московских князей от Ивана Калиты до Ивана III. ►Соловьев С., 3(5):9. — статусы и цитаты
Отсюда позднейшее: «собиратель украинских земель» (о Сталине, в ироническом контексте). ►Напр.: Миллер А. И. Украинский вопрос… – СПб., 2000, с. 47.
Советские барышни. Совбарышни.
Выражение появилось в годы Гражданской войны; неоднократно повторялось в речах участников X съезда РКП(б) (март 1921 г.), напр.: «советские барышни, которые состоят в партии» (выступление А. С. Кисилева 11 марта). ►Х съезд РКП(б). Стеногр. отчет. – М., 1963, с. 283; также: с. 289, 317, 324, 331. — статусы и цитаты
Социалистическая собственность священна и неприкосновенна.
В передовице «Правды» от 23 авг. 1932 г. заявлялось: «Общественная, социалистическая собственность священна и неприкосновенна!» Двумя неделями раньше, 7 авг., было принято постановление ВЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий (…) и укреплении общественной (социалистической) собственности», в котором говорилось: «Общественная собственность (…) священна и неприкосновенна». ►»Правда», 9 авг. 1932.
Формулировка восходит к статье 17 «Декларации прав человека и гражданина» (1789): «Собственность есть священное и неприкосновенное право».
См. «Границы СССР священны и неприкосновенны» (Ан 28).
Социально близкие.
Термин «социально близкий» употреблялся в судебной практике с 1918 г. и соответствовал официальному «из трудящихся». ►Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу. – М., 1991, т. 2, с. 374. — статусы и цитаты
Сталинская конституция.
Впервые – в передовице «Правды» от 5 июня 1936 г., за неделю до публикации проекта конституции 1936 г.

Сексуальная революция в Советском Союзе .
Загл. сборника работ советского медика гигиениста Григория Абрамовича Баткиса (1895-1960), опубл. в 1925 г. в Берлине на нем. яз. (Die sexuelle Revolution in der Sovjetunion»). Заглавие, вероятно, было дано издателями.
Обычно термин сексуальная революция» связывается с именем австрийского психоаналитика марксиста Вильгельма Райха, который с 1939 г. жил в США. Здесь в 1945 г. вышла книга The Sexual Revolution» – переработанная, английская версия работы Райха Сексуальность и борьба за культуру» (1936).
См. У нас в СССР секса нет» (Ан 443). — статусы и цитаты
Семибоярщина.
Выражение не встречается в источниках ХVII в.; восходит к единственному упоминанию о семи боярах» в Хронографе 1617 г.»: По царе (…) Васильи Ивановиче [Шуйском] (…) прияша власть седмь московских боляр (…), точию [только] два месяца власти насладишася». Здесь же: седмочисленные (…) боляре Московскиа державы». ►Русская историческая библиотека. – СПб., 1909, т. 13, стб. 1309; Платонов С. Ф. Очерки истории Смуты… – М., 1937, с. 345-346.
Семья народов.
Мысль о европейской семье народов» проводилась уже в договоре о создании Священного Союза (1815), где Россия, Австрия и Пруссия названы тремя единого семейства отраслями». ►Мартенс Ф. Ф. Собрание трактатов… – СПб., 1878, т. 4, ч. 1, с. 6. Отсюда у В. А. Жуковского: О совершись, святой завет! / В одну семью, народы!» (Певец в Кремле», 1815). ►Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… – М., 2001, с. 325. — статусы и цитаты
Применительно к России это выражение становится обычным с лета 1914 и особенно – с февраля 1917 г., напр.: Все народы, населяющие Россию, слились в одну братскую семью» (речь председателя Государственной думы М. В. Родзянко 26 июля 1914 г.). ►Родзянко М. В. Крушение империи. – New York, 1986, с. 105. Мы знаем, что после войны нам предстоит быть в семье народов» (речь министра финансов Временного правительства Н. В. Некрасова на Государственном совещании 12 авг. 1917 г.).
Об объединении советских республик в одну социалистическую семью» говорилось в разд. 1 Конституции СССР 1924 г. ►Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории советской конституции. – М., 1987, с. 265. Устойчивым оборотом советской публицистики семья народов» становится с конца 1930 х гг.
См. Старший брат» (Ан 406); Республики сестры» Г-5). — статусы и цитаты

Русские идут!
«Die Russen kommen!» («Русские идут!») – этим заголовком, набранным крупным шрифтом, открывался номер юмористического журнала «Berliner Krakehler» от 22 июля 1848 г., когда в охваченной революциями Германии опасались русской интервенции. Заголовок был повторен на первой странице 14 раз. ►Герцен, 7:423. — статусы и цитаты
«Русские идут, русские идут!» («The Russians Are Coming, The Russians Are Coming») – загл. сатирического романа американского писателя Натаньела Бенчли (N. Benchley, р. 1915), опубл. в 1961, экраниз. в 1966 г. Сюжет романа – советское вторжение в Великобританию; загл. пародирует историческую фразу времен американской Войны за независимость: «Англичане идут!» («The British are coming!»). Этими словами Пол Ревир известил ополченцев в Лексингтоне о подходе врага (18 апр. 1775).
22 мая 1949 г. с возгласом «Русские идут!» будто бы выбросился из окна 16 го этажа военного госпиталя в Вашингтоне экс министр обороны Джеймс Форрестол (J. V. Forrestal). Однако событие это произошло без свидетелей, причем Форрестол оставил предсмертную записку с цитатой из Эсхила. Фраза была приписана ему позднее – возможно, советскими журналистами. В США похожая фраза приписывается Форрестолу в некоторых публикациях об «инопланетянах», но не в форме «Русские идут!», а в форме «Они уже здесь!» («They are here now»). — статусы и цитаты
Русский вопрос.
Выражение появилось на Версальской конференции (1919), когда в России не было общепризнанного правительства. «Русский вопрос» – загл. пьесы К. Симонова (1946).
Русский медведь.
Ранний пример уподобления России медведю – в «Письмах о России» Франческо Альгаротти, автора формулы «окно в Европу» (См. А 66): «…Некто изобразил Россию в виде большого белого медведя; когти его задних лап касаются берегов Ледовитого океана, в котором плавает его хвост; пасть обращена на юг, к Персии и Турции, а передние лапы раскинулись далеко на восток и на запад» (письмо VI, «Петербург, 13 июля 1739»). — статусы и цитаты
Книга Альгаротти была опубликована посмертно на франц. яз. в 1769 г. ►Algarotti F. Lettres sur la Russie. – Neuchatel, 1770, p. 100; также: Algarotti F. Viaggi di Russia. – Torino, 1942, p. 48.

Правый уклон.
Формулировка появляется в 1928 г.: «Внутри коммунистических партий в настоящее время (…) главная линия уклонов идет вправо от правильной политической позиции. (…) Эти правые уклоны (…) являются особенно опасными…» («О международном положении и задачах Коммунистического Интернационала», тезисы, принятые 29 авг. 1928 г. на VI конгрессе Коминтерна, разд. VIII, 59). ►VI конгресс Комм. Интернационала. Стеногр. отчет. – М.; Л., 1929, вып. 6, с. 80. «Вопрос о правом уклоне есть вопрос об основной линии нашей партии» (Сталин, «О правой опасности в ВКП(б)», речь на пленуме МК и МКК 19 окт. 1928 г.). ►Сталин, 11:223.
Термин «уклон» как политический введен Лениным: «Уклон не есть еще готовое течение. Уклон это есть то, что можно поправить. Люди несколько сбились с дороги или начинают сбиваться, но поправить еще можно. Это, на мой взгляд, и выражается русским словом «уклон»« (доклад о единстве партии и анархо синдикалистском уклоне на Х съезде ВКП(б) 16 марта 1921 г.). ►Ленин, 43:101.
Прежде всего ты член партии!
Формула восходит к началу 1920 х гг., напр.: «Прежде всего / Я член Партии, – / А стихотворец – потом!» – из стихотворения А. Безыменского «Прежде всего» (1923). ►Безыменский А. Ордер на мир. – М., 1926, с. 81.
Приехал Кутузов бить французов. — статусы и цитаты
Считается, что поговорка возникла после прибытия в действующую армию М. И. Кутузова, назначенного главнокомандующим 17 авг. 1812 г. ►Радожицкий И. Т. Походные записки артиллериста… – М., 1835, ч. 1, с. 132 (книга вышла как сочинение «подполковника И… Р… Ч»).
Приказ начальника закон для подчиненных.
Статья 6 я Дисциплинарного устава Вооруженных сил СССР (1946). ►Отд. изд. – М., 1956, с. 6.
Приказ № 1. — статусы и цитаты
Приказ Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов от 1 марта 1917 г. о революционных преобразованиях в армии.
Принцип коллективного руководства.
Из передовицы «Правды» от 10 июля 1953 г. (в связи с арестом Берии): «Коллективность руководства – высший принцип руководства в нашей партии».
Термин «коллективное руководство» был обычным в 1920 е гг., в т.ч. у Сталина.
Принцип непредрешения. — статусы и цитаты
По соглашению между лидерами Петроградского совета и Государственной думы в ночь на 2 марта 1917 г., «решение главных вопросов государственной жизни, включая определение формы правления, есть исключительная прерогатива Учредительного собрания». ►Анатомия революции. – СПб., 1994, с. 138. Отсюда – термин «непредрешение». «Непредрешенцами» в 1918-1921 гг. называли тех, кто откладывал решение вопроса о форме правления до окончания Гражданской войны.
Программа минимум. Программа максимум.
В форме: «программа minimum» – в статье Ленина «Ответ на критику нашего проекта программы» (июль 1903). ►Ленин, 7:230. Л. Д. Троцкий на II съезде РСДРП 22 июля (4 авг.) 1903 г. говорил о «минимальной программе». ►II съезд РСДРП. Протоколы. – М., 1959, с. 135.
О «программе максимум» говорилось в статье Ленина «Революционная диктатура пролетариата и крестьянства» (апр. 1905). ►Ленин, 7:230; 10:23-24.
Проконсул Кавказа.
Об Алексее Петровиче Ермолове, командующем Отдельным Грузинским (затем Кавказским) корпусом и главноуправляющем в Грузии с 1816 по 1827 г. Вел. князь Константин Павлович, фактический наместник Царства Польского, писал Ермолову из Варшавы 3/15 авг. 1818 г.: «Вы, вспоминая древние римские времена, теперь проконсулом в Грузии, я здесь префектом (…)«. ►Шильдер Н. К. Император Николай I. – М., 1997, кн. 2, с. 371. — статусы и цитаты
Протоколы сионских мудрецов.
С 28 авг. по 7 сент. 1903 г. в петербургской газете «Знамя» публиковалась «Программа завоевания мира евреями». Публикатор, известный антисемит С. А. Нилус, сообщал, что документ переведен с французского и в рукописном переводе озаглавлен: «Протоколы заседаний Всемирного союза франмасонов [так!] и сионских мудрецов». Название «Протоколы сионских мудрецов» утвердилось после публикации этого текста во 2 м издании книги Нилуса «Великое в малом…» (дек. 1905).
Основой этой фальшивки послужил памфлет французского публициста Мориса Жоли, направленный против Наполеона III («Диалог в аду между Монтескьё и Макиавелли», 1864). Окончательный текст «Протоколов» возник ок. 1899 г., а «сионские мудрецы» в заглавии появились, вероятно, в связи с I Сионистским конгрессом (Базель, 1897).
Автором «Протоколов…», возможно, был Матвей Васильевич Головинский (1865-1920). ►Кон Н. Благословение на геноцид. – М., 1996, с. 98; «Известия», 28 нояб. 1999, с. 2. — статусы и цитаты
Пушка сама по себе, а единорог сам по себе.
Апокрифический ответ некоего генерала Екатерине II, которая спрашивала, в чем разница между пушкой и единорогом. ►Вяземский 2003, с. 119. Отсюда, напр., у А. Герцена: «Правда ли, что генерал Мерхелевич (…) не умеет отличить единорога от пушки?» («Колокол», 15 июня 1861). ►Герцен, 15:238.
«Единорогом» называлась старинная разновидность гаубицы.
Пятый пункт.
Под пятым пунктом в советских анкетах, заполнявшихся при приеме на работу, значилась графа «национальность». Увольнения лиц еврейского происхождения по «пятому пункту» стали обычными во время «борьбы с космополитизмом» – с конца 1940 х гг.
См. «Третий пункт» (Ан 436).
Развитое социалистическое общество.
«Как себе представить развитое социалистическое общество – это тоже не трудно», – говорил Ленин в докладе на сессии ВЦИК 2 фев. 1920 г. ►Ленин, 40:104. Еще раньше – в варианте работы Ленина «Очередные задачи Советской власти» (март 1918, опубл. в 1929 г.). ►Ленин, 36:139. — статусы и цитаты
У Бухарина упоминается также «развитой социализм» (речь на IХ съезде РКП(б) 31 марта 1920 г.). ►IХ съезд РКП(б). Протоколы. – М., 1960, с. 136.
21 дек. 1966 г. в «Правде» появилась статья Ф. М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Бурлацкий, однако, ссылался не на Ленина, а на Т. Живкова (доклад на IХ съезде БКП 14 нояб. 1966 г.; опубл. в «Правде» 15 нояб.). «Развитое социалистическое общество» попало в юбилейный доклад Брежнева 3 нояб. 1967 г. ►Брежнев Л. И. Ленинским курсом. – М., 1973, т. 2, с. 92 и преамбулу к Конституции СССР 1977 г.
См. «Совершенствование развитого социализма» А-71).
Русский ум любит простор.
Фраза восходит к историческому анекдоту о некоем Кикине (прообразом которого был бывший денщик Петра I, а затем руководитель интендантской службы в Адмиралтействе А. В. Кикин). Согласно «Деяниям Петра Великого» И. И. Голикова, Кикин будто бы был казнен, а накануне казни сказал царю: «Ум любит простор; а от тебя было ему тесно». ►Листов В. С. Новое о Пушкине. – М., 2000, с. 94.
В форме «Русский ум любит простор» – в статье И. С. Аксакова «Отчего безлюдье в России?» (1863), со ссылкой на «предание» о Кикине. ►Аксаков И. С. Сочинения. – М., 1886, т. 2, с. 161.
С Новым годом, дорогие товарищи! — статусы и цитаты
Заключительная фраза новогодних обращений руководителей советского государства к народу. Впервые – в речи председателя Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилова по случаю нового 1954 г. ►«Правда», 1 янв. 1954.
С 1936 г. номер «Правды» от 1 янв. выходил под шапкой: «С Новым годом, товарищи!» Это поздравление встречалось еще в дореволюционных листовках РСДРП.
Самые постоянные учреждения временные.
Изречение существовало уже в начале ХХ в., напр.: «…Говорят, Красная армия есть временное учреждение. Но русское самодержавие (…) научило нас тому, что самыми вечными являются временные учреждения» (выступление Л. Мартова по докладу Л. Троцкого на заседании ВЦИК 22 апр. 1918 г.). ►Протоколы заседаний Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета четвертого созыва. – М., 1920, с. 179. — статусы и цитаты

Разрядка напряжения.
Оборот «разрядка напряжения в международных отношениях» (калька с французского «d(tente internationale») появился вскоре после смерти Сталина: «Растут стремления к разрядке напряжения в международных отношениях». ►«К современному международному положению», редакц. статья – «Правда», 24 мая 1953.
По французски это выражение употреблялось в России на полвека раньше, напр.: «Постановка славянского сближения на очередь (…) сблизила разные русские политические группы, смягчила резкие отталкивания, утвердила некоторую общность. Таким образом, благодаря славянам и ради славян, произошла некоторая внутренняя d(tente» (П. Струве, «Славянские дни»). ►«Слово», 18 мая 1908; цит. по: Струве П. Б. Patriotica. – СПб., 1911, с. 213.
Во всеобщее употребление термин «d(tente» вошел в 1960 е гг. благодаря Ш. де Голлю.
Распродажа России. — статусы и цитаты
«В последнее время в некоторой части нашей печати» пошли толки о «распродаже России иностранцам», писали «Русские ведомости» 18 нояб. 1898 г. В этом, в частности, обвинял министра финансов С. Ю. Витте правый публицист С. Ф. Шарапов; однако снял свое обвинение, получив от Витте 50 тысячную субсидию. ►«Освобождение», 1903, № 16, 2/15 фев. 1903, с. 274.
После октября 1917 г. «распродажа России» немцам – обычное обвинение по адресу большевиков. Ранняя цитата: «Распродажа России началась» (А. Потресов, «В 4 часа и 10 минут»). ►«День», 15 нояб. 1917. Противники большевиков, писала «Правда» несколько дней спустя, «кричат о распродаже России». ►«Правда», 18 нояб. 1917 («Кто распродает Россию?»).
«Россия не отдается и не распродается», – цитата из известной речи Троцкого на V съезде РКСМ 11 окт. 1922 г. ►Троцкий Л. Поколение Октября. – Пг.; М., 1924, с. 221. — статусы и цитаты
В 1991 г. о «распродаже России» писала оппозиционная пресса в связи со слухами о передаче части Южно Курильских островов Японии.
В очерковой книге Салтыкова Щедрина «Круглый год» (гл. «Первое января», 1879) барыня, промотавшаяся в Париже, шлет домой телеграмму, требуя от племянника скорейшей продажи своего имения: «Vendez Russie, vendez vite» («Продавайте Россию, продавайте скорее»). «Russie» – это принадлежащая барыне пустошь Рускина, «а на телеграфе переврали». Щедринская фраза включена в книгу С. Г. Займовского «Крылатое слово». ►М., 1930, с. 437.
Расспрос с пристрастием.
Термин, введенный в «Кратком изображении процессов или судебных тяжеб» (март 1715 г.), ч. II, гл. VI («О расспросе с пристрастием и о пытке»): «Сей расспрос такой есть, когда судья того, на которого есть подозрение, и оный добровольно повинитися не хощет, пред пыткою спрашивает, испытуя от него правды и признания в деле». ►Законодательство Петра I. – М., 1997, с. 837.
Отсюда позднейшее: «допрос с пристрастием».
Реальный социализм. — статусы и цитаты
«Не путем вооруженной силы извне мы станем вводить интернациональное объединение. Это (…) противоречило бы тактике реального социализма», – говорил Г. Л. Пятаков на VIII съезде РКП(б) 19 марта 1919 г. ►VIII съезд РКП(б). Протоколы. – М., 1959, с. 81.
В советской печати 1970 х гг. выражение, возможно, появилось под влиянием восточногерманских коммунистических идеологов. В речи на съезде СЕПГ 20 марта 1975 г. Суслов назвал ГДР «убедительным примером реального социализма». ►Суслов М. А. Марксизм ленинизм и современная эпоха. – М., 1982, т. 3, с. 175.
В Польше о «реальном социализме» писали уже в 1970 г. ►«Trybuna Ludu», 3 июня 1970; см.: Markiewicz, s. 398.
Революционеры справа.


О крайних монархистах и националистах. Выражение часто встречалось с 1905 г. (а возможно, и раньше) в либеральной и левой печати.
С 1917 г. обычными стали выражения «большевики справа» и «большевизм справа».
Революционная фраза. — статусы и цитаты
Выражение часто приписывают Ленину, ссылаясь на его выступления и статьи по поводу Брестского мира (напр. «О революционной фразе», март 1918); однако Ленину оно не принадлежит. О «поборниках революционной фразы» – французах республиканцах 1814 г. – говорилось, напр., в монографии В. Надлера «Император Александр I и идея Священного союза». ►Рига, 1888, т. 4, с. 391.
В 1903 г., в «увлечении революционной фразой» упрекал Ленина будущий лидер кадетов П. Б. Струве. ►Предисл. ко II изд. записки С. Ю. Витте «Самодержавие и земство» (Stuttgart, 1903, с. ХII).
«Герои революционной фразы» – цитата из письма Ф. Энгельса Ф. Беккеру от 1 июня 1879 г., ставшая заглавием одного из «Писем о тактике и бестактности» Г. В. Плеханова («Письмо 5 е», 1906).
Революционное правосознание. — статусы и цитаты
Из «Декрета о суде», принятого Совнаркомом 22 нояб. 1917 г.: «Местные суды (…) руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». ►Декреты Советской власти. – М., 1959, т. 1, с. 125.
То же в постановлении Президиума Московского Совета об учреждении Московского революционного трибунала: трибунал решает вопрос о мере наказания, «руководствуясь своим революционным правосознанием». ►«Известия Московского Совета…», 8 дек. 1917.
Регулируемый рынок. — статусы и цитаты
Программу «перехода к регулируемой рыночной экономике» изложил Н. И. Рыжков в Верховном Совете СССР 25 мая 1990 г. Но еще в 1987 г. академик О. Т. Богомолов писал о «планово регулируемом социалистическом рынке». ►«Моск. новости», 26 июля 1987.
Режь наши головы, не тронь наши бороды.
Согласно «Словарю…» Вл. Даля – старообрядческая поговорка. В 1705 г. ярославские прихожане говорили митрополиту Димитрию Ростовскому: «Мы готовы головы наши за бороды положить». ►Соловьев, 8(16):340.
Российское христолюбивое воинство.
Выражение из Манифеста Александра I 1 янв. 1816 г. (написан А. С. Шишковым). ►ПСЗ. Собр. 1 е. – СПб., 1830, т. 32, кн. 3, с. 428.
Выражение «христолюбивое воинство» встречалось уже у Ивана Грозного; затем, многократно, – в «Повести о житии царя Федора Ивановича», написанной патриархом Иовом в нач. 1600 х гг. ►Соловьев, 3(6):560; ПЛДР. Конец ХVI – начало ХVII веков. – М., 1986, с. 80, 92, 96 и др.
Россия родина слонов. — статусы и цитаты
Отклик на «борьбу за приоритет отечественной науки», развернувшуюся с 1946 г. Образовано по образцу официальных штампов: «Россия – родина радио»; «Россия – родина авиации» и т. д.
Россия страна возможностей.
Немецкий публицист Иоганн Зёйме в кн. «Жизнь и характер императрицы Екатерины II» (1797) писал: «Уже давно принято было говорить: Россия – страна возможностей, и приходится, конечно, оставить в силе эту сентенцию и в правление Екатерины, когда видишь появление таких людей, какими были Орлов и Потемкин». ►Ашукины, с. 583.
Русская Вандея. — статусы и цитаты
Об Области Войска Донского, с конца 1917 г., напр.: «Дон, эта своеобразная русская Вандея – Вандея без роялистов и без роялизма» (М. Шкапская, «На Дону»). ►«День», 8 дек. 1917, с. 2. О Бессарабии как возможной «русской Вандее» говорилось уже в марте 1917 г. ►«Утро России», 30 марта 1917 («Грозит ли нам Вандея?»).
В 1905 г. Ленин писал о черносотенцах: «Вот она – российская Вандея» («Между двух битв»). ►Ленин, 12:57.
См. «Литературная Вандея» Е-3).
Святая Русь.
Выражение стало обычным не ранее середины ХVII в., хотя о «святой Русской земле» упомянул уже Андрей Курбский в «Истории о великом князе Московском» (начало 1570 х гг.): «О сыну диавол! Про что (…) таковую искру безбожную в сердце царя христианского всеял, от неяже во всей святой Руской земли таков пожар лют возгорелся (…)?» («О сын диавола! Зачем…» и т. д.). ►ПЛДР. Вторая половина ХVI века. – М., 1986, с. 270, 271.
Священная война.
Обычное наименование Великой Отечественной войны, по песне «Священная война» на слова В. И. Лебедева Кумача (опубл. 24 июня 1941), муз. Ал. Александрова.
В Древней Греции «священными войнами» называли войны за освобождение Дельфийского храма от фокийцев (VI и IV вв. до н. э.). В Германии «священной войной» называли войну с Наполеоном (1813-1814). Также у В. А. Жуковского: «Когда пылала пред Москвою / Святая русская война» («Подробный отчет о луне», 1820). ►Жуковский В. А. Собр. соч. в 4 т. – М., 1956, т. 1, с. 350.
Ср. также у А. Безыменского: «Война объявлена. Священная война. (…) / Идет священная, великая война, / А в ней вредителя всегда зовут шпионом» («Мобилизация»). ►«Правда», 3 дек. 1930. Здесь «священная война» – борьба за пятилетку, а «вредители» – обвиняемые по делу «Промпартии».
Священный Союз. — статусы и цитаты
Идея «Священного Союза» государей принадлежала Александру I. Договор о его создании был подписан 14/26 сент. 1815 в Париже императорами России, Австрии и Пруссии; обнародован в Петербурге 25 дек. 1815 г. Во французском (и большинстве других европейских языков) «Священный Союз» («Saint Alliance») означает также Священный Завет».
Коалиции с таким названием создавались уже в Средние века. В 1684 г. Венеция вступила в священный союз» с Австрией и Польшей под патронатом папы Иннокентия ХI; к этому союзу приглашались все христианские государи и преимущественно цари московские». ►Соловьев С., 7(14):371.
См. Семья народов» (Ан 406).
Сегодня он играет джаз, / А завтра родину продаст.
Возможно, иронический отклик на выступления официальной печати против стиляг» (с 1949 г.).
Сходный сюжет встречается в позднейшей пародийной песне Владлена Бахнова Ах, что за славная земля…» (1963): Сегодня парень виски пьет, / А завтра планы выдает / Завода, бля, родного, бля, завода! / Сегодня ходит в бороде, / А завтра где? В НКВДе…» ►«Вопросы литературы», 1995, № 5, с. 366. — статусы и цитаты
Слава ваша слишком велика, чтобы наши тюрьмы могли ее вместить.
В 1889 г. за распространение рассказа Л. Толстого «Николай Палкин» был арестован М. А. Новоселов и еще несколько лиц. Толстой указывал на незаконность их ареста, в то время как сам он, главный виновник, остается на воле. «Известен ответ генерала, кажется, Слезкина: «Граф, слава ваша слишком велика…»« и т. д. (Л. П. Никифоров, «Воспоминания о Л. Н. Толстом», опубл. 1928). ►Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. – М., 1955, т. 1, с. 366. Фамилия генерала, по видимому, апокрифична.
Славянская Антанта.
«Ельцин решил создать славянскую Антанту» – загл. статьи Е. Красникова и А. Краевской. ►«Коммерсантъ», 19-26 нояб. 1990. Статья появилась в связи с выступлением Б. Н. Ельцина в Верховном Совете РСФСР 20 нояб. 1990 г. о возможности договора между РСФСР, Украиной и Белоруссией.
О «славянской Антанте» писали также в связи с Беловежскими соглашениями 8 дек. 1991 г. ►Напр.: «Независимая газета», 10 дек. 1991 (««Славянская Антанта»: прессинг в Москве»). — статусы и цитаты
Слово и дело государево.
Формула восходит к первым десятилетиям ХVII в. ►Снегирев И. М. Русские в своих пословицах. – М., 1832, кн. 3, с. 173. Включена в указ Сената от янв. 1714 г.: «Кто напишет или словесно скажет за собой государево слово и дело, и тем людям велено писать и сказывать о таких делах (…)«. ►Законодательство Петра I. – М., 1997, с. 94-95.
Отменено Манифестом Петра III 21 фев. 1762 г. об уничтожении Тайной канцелярии: «Ненавистное выражение, а именно «слово и дело», не долженствует отныне значить ничего и (…) не употреблять оного никому». ►Соловьев С., 8(15):6.
Смена вех.
Загл. сборника статей (Прага, июль 1921). По видимому, оно принадлежит Ю. В. Ключникову, одному из авторов сборника, и содержит отсылку к сб. «Вехи» (1909). Отсюда – «сменовеховство». — статусы и цитаты
Смутное время.
Выражение встречается уже 16 июля 1610 г., в жалованной грамоте царя Василия Шуйского Юрию Федоровичу Потемкину: «Он, (…) будучи у нас в Московском государстве в смутное прискорбное время (…)«. ►Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских. – СПб., 1898, кн. 3, с. 311 (1 я паг.).
О вызванной Лжедмитрием «смуте» говорили уже в 1606 г. ►Словарь русского языка ХII-ХVII вв. – М., 2000, вып. 25, с. 217.
Сталинские соколы.
«Слава сталинским соколам!» – шапка 1 й полосы Правды» от 24 июня 1936 г., посвященной перелету В. П. Чкалова и его экипажа по маршруту Москва – Дальний Восток.
Выражение восходит к тосту Сталина на приеме участников первомайского парада в Кремле 2 мая 1935 г.: «За наших храбрецов летчиков! Это – гордые соколы нашей армии». ►«Правда», 6 мая 1935.
В 1990 е гг. появилось выражение «соколы Жириновского» – по аналогии со «сталинскими соколами» и по названию газеты «Сокол Жириновского» (№ 1 вышел в марте 1992 г.).
Сталинский нарком.
Выражение конца 1930 х гг., напр.: «С ним товарищ Каганович – / Славный сталинский нарком» (песня «Комсомольский паровоз», слова А. Суркова, муз. Дм. Кабалевского). ►Пионерский песенник. – М., 1938, с. 61.
Старший брат. Старший среди равных. — статусы и цитаты
Высказывание 1917 г.: «…»Младшие братья» учат нас, младшие братья хотят спасать Россию [от большевиков]. А старший брат ее губит и сам не чует своего позора!» ►«Утро России», 2 дек. 1917 («Младшие братья», редакц. статья).
В советской печати формулировки «Старший брат», «Старший среди равных» закрепляются ок. 1937 г., напр.: «Русский народ по братски был признан первым другими народами СССР. Так братья, равные в дружной семье, отдают первенство старшему» (А. Садовский, «Старший среди равных»). ►«Ленинградская правда», 30 дек. 1937, с. 3. РСФСР была названа «старшей среди равных» раньше, в передовице «Правды» от 15 янв. 1935 г. Также: «Великий русский народ – первый среди равных». ►«Правда», 4 дек. 1936, передовая статья.
Ср. также: «Маленький коричневый брат» («The little brown brother») – так назвал Филиппины президент США У. Г. Тафт в 1900 г. ►Stevenson B. The Home Book of Proverbs… – New York, 1949, p. 248.
См. «Семья народов» (Ан 406).
Темные силы. — статусы и цитаты
Обозначение Григория Распутина и его окружения в подцензурной печати (примерно с 1915 г.). Дело № 13 Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (о Распутине) так и называлось: «Темные силы». ►Искендеров А. А. Закат империи. – М., 2001, с. 276 и след..
В сходном значении это выражение встречалось и раньше. В начале 1900 х гг. «подстрекателем всех темных сил» при дворе называли князя В. П. Мещерского. ►«Освобождение», 1902, № 19, с. 333.
См. «Придворная камарилья» Л-46).
Теория бесконфликтности. — статусы и цитаты
Выражение из редакционной статьи «Правды» от 7 апр. 1952 г. «Преодолеть отставание драматургии»: «В последние годы распространение получила вульгарная «теория» затухания конфликтов»; «ошибочная «теория» бесконфликтности драматургии».
Формулировка восходит к высказываниям Сталина 26 фев. 1952 г. при обсуждении в Политбюро кандидатур на Сталинские премии: «Вот Софронов высказывал такую теорию, что нельзя писать хороших пьес: конфликтов нет. Как пьесы без конфликтов писать. Но у нас есть такие конфликты (…). Эти конфликты должны получить свое отражение в драматургии – иначе драматургии не будет» (в записи К. Симонова). ►Симонов К. Глазами человека моего поколения. – М, 1990, с. 229.
Также: «Ложная «теория бесконфликтности» (…) означает отход от принципов реализма». ►«Большевик», 1952, № 15 (авг.), с. 6 (передовая статья). — статусы и цитаты
Тишайший царь Алексей Михайлович.
Наименование царя в посланиях московских и восточных патриархов, напр.: «Благочестивейший, тишайший, самодержавнейший, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович» (грамота московского патриарха Иоасафа иерусалимскому патриарху Нектарию от 4 июня 1669 г.); «Благочестивейший, христианнейший, державнейший, тишайший (…) государь Алексей Михайлович» (грамота александрийского патриарха Паисия к Алексею Михайловичу от 8 нояб. 1671 г.). ►Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. – Сергиев Посад, 1912, т. 2, с. ХII, ХIII (приложение).
Третий пункт.
Пункт 3 «Положения об увольнении со службы…» от 7 нояб. 1850 г. (затем – пункт 3 статьи 1239 «Устава о службе гражданской по определению от правительства»). Этот пункт допускал увольнение, без объяснения причин, чиновников, «кои по убеждению начальства (…) неблагонадежны или сделали вину, известную начальству, но такую, которая не может быть доказана фактами». ►ПСЗ. Собр. 2 е. – СПб., 1851, т. 25, отд. 2 е, с. 179; Свод законов Российской империи. – СПб., 1857, т. 3, с. 261.
Третья Революция. — статусы и цитаты
Лозунг кронштадтского восстания 1921 г.: «Здесь, в Кронштадте, положен первый камень третьей революции, сбивающей последние оковы с трудящихся масс и открывающей новый широкий путь для социалистического творчества». ►«Известия Временного революционного комитета Кронштадта», 8 марта 1921 («За что мы боремся»); цит. по: Правда о Кронштадте. – Прага, 1921, с. 84. Также: «Третья Революция трудящихся». ►«Известия Временного революционного комитета…», 9 и 12 марта 1921; Правда о Кронштадте, с. 103, 128.
Осенью 1919 г. о необходимости «третьей, мужицкой революции» говорил Нестор Махно. ►Цит. по: «Утро Юга», 18 дек. 1919.
В большевистской печати «третьей революцией» часто называли Октябрьский переворот.
Третья сила.
В некоторых западных справочниках это выражение связывается с именем французского социалиста Леона Блюма, употребившего его в своей речи в окт. 1947 г. Однако оно существовало гораздо раньше, напр.: «…есть третья (…) сила» (т.е. пролетариат) (Ленин, «Две тактики», 1905). ►Ленин, 9:256. «Война и „третья сила“« – загл. брошюры лидера эсеров В. В. Чернова (1917).
В постсоветской России о «третьей силе» стали писать в связи с президентской избирательной кампанией 1996 г., имея в виду нечто отличное от «партии власти», представленной Б. Н. Ельциным, и коммунистами, представленными Г. А. Зюгановым, напр.: «Слово о «третьей силе», брошенное в массы, печать и телевидение, вернулось эхом. «Третью силу» хвалят и ругают (…)«. ►«Независимая газета», 27 марта 1996, с. 3. — статусы и цитаты
Трудности роста.
В России выражение появилось не позднее 1920 х гг., напр.: «Рост трудностей роста». ►«Новая Россия», 1926, № 2, загл. редакц. статьи.
Выражение «кризис роста» встречается в предисл. Л. Мартова к сборнику его статей «Против войны». ►М., 1917, с. VIII. «Болезни роста» – статья А. Алексеева о строительстве Красной Армии. ►«Правда», 30 мая 1918.
Убийцы в белых халатах.
Загл. редакционной статьи «Правды» от 13 янв. 1953 г. (о «деле врачей»).
Увенчание здания [реформ]. — статусы и цитаты
Подцензурное обозначение конституции в эпоху «великих реформ» и позже, вплоть до 1905 г.; напр.: «Об «увенчании здания» поговаривают…» (Салтыков Щедрин, «За рубежом», II) (1880). ►Щедрин, 14:73.
Выражение заимствовано из французского политического языка (la couronment de l’(difice). Впервые оно появилось в 1802 г. в статье К. Жордана. ►Бабкин, 2:43. Наполеон III, открывая сессию Законодательного собрания 14 фев. 1853 г., заявил: «Свобода никогда еще не способствовала основанию прочных политических зданий; она венчает их, когда время их уже упрочило». ►Грегуар Л. История Франции в ХIХ веке. – М., 1896, т. 3, с. 541. Также: «Я не потрясаю почвы (…) я ее упрочиваю еще более (…) довершая наконец упрочение здания, воздвигнутого национальною волею» (письмо Наполеона III государственному министру Э. Руэ от 19 янв. 1867 г., согласно «Гражданину» от 13(25) янв.). ►Достоевский, 27:303.
Угар нэпа.
По видимому, восходит к названию кинофильма «В угаре нэпа» (1925), автор сцен. Борис Евсеевич Гусман (1892-?), реж. Б. Светозаров. Сюжет фильма – «моральное разложение» хозяйственника, подпавшего под влияние нэпманского окружения.
См. «Новая экономическая политика» П-146).
Углубление революции. — статусы и цитаты
Выражение появилось во время революции 1905-1907 гг. С 1917 г. появляется также выражение «углубители революции» (напр. в статье Н. В. Устрялова «Народ и власть»). ►«Утро России», 12 сент. 1917.
Учение Маркса Энгельса Ленина Сталина.
Формула закрепляется ок. 1935 г. ►Напр.: «Правда», 7 апр. 1935, передовая статья.
Более ранний вариант «четырехчленки»: «теория Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина». ►«Правда», 9 марта 1934. Также: «Знамя Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина» (в выступлениях участников ХVII съезда ВКП(б), фев. 1934 г.).
Фабрики смерти.
О нацистских концлагерях. Выражение «фабрика смерти» появилось еще в XIX в.: так назывался очерк В. Г. Короленко о Чикагских бойнях (1896).
Царь освободитель.
Уже 28 дек. 1857 г. профессор И. К. Бабст предложил тост за «царя освободителя» – на банкете в связи с рескриптом 20 нояб. о созыве первого дворянского комитета «об улучшении быта крестьян». ►Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. – СПб., 1898, с. 28. С 1861 г. «царь освободитель» – обычное наименование Александра II.
Человек в кепке. — статусы и цитаты
Наименование Ю. М. Лужкова, утвердившееся в печати в 1 й пол. 1996 гг., в ходе кампании по выборам мэра Москвы, напр.: «Коренастый человек в кепке». ►«Московская правда», 6 июня 1996. Также: «люди в кепках» (о мэрах «хозяйственниках» лужковского типа), напр.: «Люди в кепках нам не нужны». ►«Невское время», 17 мая 1996.
Человек, похожий на генпрокурора.
Так в телепрограмме «Вести» от 17 марта 1999 г. была прокомментирована скандальная видеозапись – мужчина (предположительно Ю. И. Скуратов) в бане с двумя девушками. Эту формулировку предложил тогдашний председатель ВГТРК Михаил Швыдкой.
Человеческая пыль. Людская пыль.
Оба выражения (в значении: «неорганизованная, распыленная масса»), обычны в печати начала ХХ в., напр.: «Людская пыль на наших глазах стала превращаться в народ» (П. Б. Струве, «Революция»). ►«Полярная звезда», 1905, № 1 (6 дек.), с. 15. «Россия не бесформенная масса пыли человеческой…». ►«Речь», 10 июля 1906, передовая статья. «Семена малодушия и недоверия, превращающие свободных граждан в людскую пыль» (речь А. Ф. Керенского 29 апр. 1917 г. на съезде делегатов флота в Петрограде). ►«Утро России», 31 апр., с. 3. Советская власть пережила «эволюцию, превратившую ее из господства черни в религиозно военную деспотию, во власть ничтожного меньшинства (…) над людскою пылью бесправного большинства» (Вл. Кадашев, «На великом изломе. III. Страна Неволи»). ►«Донские ведомости», 8/21 дек. 1919. «Большевики и белые вели [гражданскую войну] в таких ужасных формах истребления человеческой пыли…» (Ю. Липеровский, «Используйте передышку!»). ►«Свобода» (Варшава), 5 янв. 1921.
Это – калька с французского выражения «poussiere humaine» («человеческая пыль», «человеческий прах»), которое, в свою очередь, восходит к Библии, напр.: «…ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19); «…они – как прах, возметаемый ветром» (Псалт., 1:4).
Вероятно, в 1930 е гг. по этому образцу возникло сочетание «лагерная пыль», а из него, под влиянием оборота «стереть в порошок», – выражение «стереть в лагерную пыль» (См. Б 32).
Чемоданы Руцкого. — статусы и цитаты
16 апр. 199З г. А. В. Руцкой заявил в Верховном Совете РФ, что у него имеется «одиннадцать чемоданов» материалов о финансовых злоупотреблениях высших государственных служащих. ►Известия, 17 апр. 1993, с. 2.
Черная гвардия.
О вооруженных отрядах анархистов. Первые зафиксированные упоминания в печати – в начале марта 1918 г. ►«Известия ВЦИК», 5 марта 1918; «Анархия», 12 марта 1918 (о расстреле анархистов чекистами). Выражение существовало недолго.
Черный вторник.
Вторник 11 октября 1994 г., день катастрофического падения курса рубля на московской валютной бирже (по аналогии с «черным вторником» 29 окт. 1929 г. – началом «Великой депрессии»).
Черный октябрь. — статусы и цитаты
О событиях октября 1993 г. в Москве. «Все о «черном октябре»« – загл. брошюры, выпущенной редакцией «Комс. правды» не позднее 12 окт.
Название, вероятно, появилось по аналогии с «Черным сентябрем» (разгром иорданскими властями палестинских формирований в сент. 1970 г.; затем – название радикальной палестинской группировки).
Черный террор.
Выражение становится обычным с 1905 г. Имелись в виду действия боевых дружин черносотенцев, затем – также «правительственный террор» (он же «белый террор») при подавлении революционного движения.
См. «Красный террор» (№ 000).
Четыре ошибки в слове «еще». — статусы и цитаты
Екатерина II будто бы «в слове из трех букв делала четыре ошибки» («исчо» вместо «еще»). Об этом нередко писали как об историческом факте, иногда – с неверной ссылкой на «Лекции по русской истории» В. Ключевского. «Нам не удалось найти подтверждения этому филологическому курьезу», – замечает В. С. Лопатин, публикатор переписки Екатерины. ►Екатерина II и Г. А. Потемкин. Личная переписка. – М., 1997, с. 542.
Ср. также у А. Чехова: «…в слове еще делает четыре ошибки» («Руководство для желающих жениться», 1885). ►Чехов А. П. Полн. собр. соч. – М., 1976, т. 4, с. 195. — статусы и цитаты
Чечня это Россия.
Формула появилась в середине 1990 х гг. ►Напр.: «Общая газета», 3 авг. 1995; «Правда», 14 окт. 1995. «Чечня – это Россия», – заявил В. С. Черномырдин на встрече с журналистами 10 янв. 1996 г. по поводу захвата заложников в селе Первомайское. ►Цит. в кн.: «У нас там не оказалось подводной лодки…» – М., 1996, с. 26.
Чувство глубокого удовлетворения.
Как оборот советского политического языка – не позднее 1939 г. В передовице «Правды» от 27 мая 1939 г. по поводу бюджетных расходов на оборону говорилось: «Эти цифры (…) демонстрирующие мощь нашего отечества, каждый советский патриот встречает с чувством глубокого, радостного удовлетворения». — статусы и цитаты
Чувство законной гордости.
Из передовицы «Правды» от 9 янв. 1934 г.: «Все эти успехи достигнуты нами благодаря непримиримой борьбе с оппортунизмом, с контрреволюционным троцкизмом и правым уклоном, благодаря гениальному руководству тов. Сталина и его указаниям. Эти успехи могут и должны внушать каждому коммунисту, каждому беспартийному трудящемуся чувство законной гордости».
Затем в докладе Сталина о проекте Конституции СССР на VIII съезде Советов 26 нояб. 1936 г.: «Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, (…) дала свои результаты. (…) Это двигает вперед и поднимает чувство законной гордости». ►Вопр. ленинизма, с. 572-573. — статусы и цитаты
Я маленькая девочка, / Играю и пою. / Я Сталина не видела, / Но я его люблю.
Стихи «по развитию детской речи» в детском саду (не позднее конца 1940 х гг.). Приводятся в воспоминаниях Л. Гинзбург «Крутой маршрут», т. 2, ч. III, гл. 4. ►Рига, 1989, т. 2, с. 141.
Я Пастернака не читал, но скажу.
«Сводная цитата» из газетных откликов на присуждение Б. Л. Пастернаку Нобелевской премии, напр.: «Нет, я не читал Пастернака. Но знаю: в литературе без лягушек лучше». ►Письмо машиниста экскаватора Ф. Васильцова, «Лит. газета», 1 нояб. 1958, с. 3. «Имя Пастернака знакомо нам лишь понаслышке. (…) Таким, как он, нет и не может быть места среди советских литераторов!» ►Письмо Р. Касимова из Баку, там же. — статусы и цитаты
Варианты той же «сводной цитаты»: «Я романа не читал, но скажу»; «Я Пастернака не читал, но я его осуждаю».
Почти тридцатью годами раньше, 2 сент. 1929 г., «Лит. газета» поместила подборку откликов на роман Б. Пильняка «Красное дерево», опубликованный за границей. Отзыв В. Маяковского: «Повесть о «Красном дереве», (…) как и другие повести и его и многих других не читал», однако то, что роман опубликован за рубежом, «равно фронтовой измене». ►Маяковский, 12:196.
Язык межнационального общения. — статусы и цитаты
«Средством межнационального общения» русский язык был назван в тезисах ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции», 11 (июнь 1967). ►КПСС в резолюциях, 11:211.
Об «общем межнациональном языке» писал Сталин в статье «Национальный вопрос и ленинизм», разд. 3 (1929; опубл. в 1949 г.). ►Сталин, 11:349. — статусы и цитаты
Vivos voco. // Зову живых.
Постоянный девиз газеты «Колокол», издававшейся А. Герценом и Н. Огаревым в Лондоне с 1 июля 1857 г.
Восходит к надписи на колоколе монастыря в Шафхаузене (Швейцария): «Vivos voco, mortuos plango, fulgura frango» («Зову живых, оплакиваю мертвых, сокрушаю молнии»). Колокол был отлит в Базеле в 1486 г.; надпись на нем послужила эпиграфом к стихотворению Ф. Шиллера «Песнь о колоколе» (1800). ►Gefl(gelte Worte. – M(nchen, 2001, s. 158.
Who is Mr. Putin? // Кто такой мистер Путин? (Кто вы, мистер Путин?) — статусы и цитаты
Вопрос, заданный журналистами представителям России на экономическом форуме в Давосе, Швейцария (проходил с 27 янв. 2000 г.). Статья под загл. «Who is Vladimir Putin? « появилась в американском журн. „Ньюсуик“ десятью днями раньше (17 янв.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *