Меню Рубрики

Статусы со смыслом — философские изречения и цитаты.

Не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал.
«Шемот Рабба» (Толкование на книгу «Исход»), 46 (188, с.850)
Соломон написал сперва «Песнь Песней», а потом «Притчи», а потом «Екклесиаст», – и в этом вся наша дорога. В молодости мы слагаем песни, став постарше, изрекаем сентенции, и в старости говорим о суете жизни.
«Шир-ха-Ширим раба»
(Толкование на «Песнь Песней»), 1, 1, 10 (56, с.191)
Камень падает на кувшин? Горе кувшину. Кувшин падает на камень? Горе кувшину.
«Эстер раба» (Толкование на книгу «Эсфирь») (56, с.15)

Один еретик спросил раби: «Ты утверждаешь, что Бог предвидит будущее». – «Конечно», – ответил тот. «А как же тогда с Писанием, где сказано: „И пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем“ (Бытие, 6:6)». Раби спросил: «У тебя есть сын?» – «Да». – «А что ты сделал, когда он родился?» – «Я радовался и пригласил других разделить эту радость со мной». – «А разве ты не знал, что настанет день, когда твой сын умрет?» – «Правда, но всему свое время: когда радость – радость, когда скорбь – скорбь». – «То же самое (…) и со Всевышним (…). Бог семь дней скорбел над своим миром, прежде чем наслал потоп».
«Берешит раба», 27, 4 (93, с.47)
Господь испытывает не грешников, а праведников.
«Берешит раба», 32, 3 (93, с.138)

 

Всевышний творил миры и разрушал, пока не создал нынешний мир. (Потому что) сказал Всевышний: «Вот, это хорошо, – а то не было хорошо».
«Берешит раба» (Толкование на книгу «Бытие»), 9, 2 (93, с.37)
Грех приходит в дом в качестве гостя, но потом делается в нем хозяином.
«Берешит раба», 22 (105, т.1, с.164)
Всевышний является местом, где находится мир, а не мир – местом, где находится Всевышний.
«Берешит раба», 58, 10 (93, с.23)
«Жизнь – как уходящая тень», – говорит Писание (Псалт., 101, 12). Чья это тень – тень от башни или тень от дерева? Ни то, ни другое; это – тень от летящей птицы.
«Берешит раба», 80 (56, с.62)
Приобрел знание – чего тебе не хватает? Нет знания – что ты приобрел?
«Ваикра раба» (Толкование на книгу «Левит»), 1 (93, с.345)
Когда Авраам умолял Всевышнего пощадить жителей Содома, он сказал: «(…) Если Ты хочешь правосудия, мир не может существовать, а если Ты хочешь, чтобы мир существовал, правосудие не может существовать. (…) Мир не выдержит Твоего суда».
«Ваикра раба», 10, 1 (93, с.45) — статусы, философские цитаты, мудрость древних

Совсем не печалиться нельзя, но и слишком скорбеть нельзя. Так сказали мудрецы: человек пусть белит дом свой, но пусть оставляет небольшое место небеленым в воспоминание о Иерусалиме.
«Сота» («Свернувшая с пути», или «Подозреваемая»), 9, 11, 15 (56, с.37)
Человек должен сначала построить дом и посадить виноградник, а потом жениться.
«Сота», 44б (93, с.361)
Бог дал день, Бог даст и пищу.
«Сота», 48б (93, с.48)
Если у человека есть пропитание на сегодняшний день, а он плачет о том, что будет есть завтра, то вера такого человека слаба.
«Сота», 48б (93, с.48)
Отец любит своего сына, а сын любит своего сына.
«Сота», 49б (185б, с.754)
Каждый мужчина имеет такую жену, какую заслуживает.
«Сота» (56, с.58)
Бог говорит так: ежели придете в дом Мой, тогда и Я приду в ваши.
«Сукка» («Шалаш»), 53а (56, с.44)
Рассказывали о Гиллеле Старшем (знаменитом мудреце), что во время празднования Водочерпания он говорил: «Если я здесь – все здесь, а если я не здесь – кто здесь?»
«Сукка», 53а (177, с.22)
«Блаженна молодость моя, что не посрамила старость мою», – так говорили добродетельные. (…) «Блаженна ты, старость моя, что искупишь грехи молодости моей», – так говорили раскаявшиеся.
«Сукка», гл. 4 (93, с.291)
Как маленький кусочек дерева разжигает большой, так и выученики мудрецов – малые оттачивают великих.
«Таанит» («Пост»), 7а (31, с.61)
Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников.
«Таанит», 7а (188, с.850)
Всякий, кто скорбел о Иерусалиме, удостоится того, что узрит радость его, а тот, кто не скорбел о Иерусалиме, радости его не узрит.
«Таанит», 30б (31, с.325)
Господи, да будешь Ты ни за, ни против нас. (Бар-Кохба перед битвой иудеев с римлянами.)
Иерусалимский Талмуд. «Таанит», 4, 6 (56, с.20)
Тот, кто повторил свой урок сто раз, – не тот, кто повторил его сто один раз.
«Хагига» («Праздник»), 9 (93, с.345)
Три вещи сказали наши мудрецы: пусть человек ест скромнее, чем позволяет ему достаток, одевается в соответствии со своим достатком и почитает жену и детей больше, чем позволяет ему его достаток. — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
«Хуллин» («Будничное»), 84 (93, с.362)
Во все времена можно найти в народе тридцать праведников, праведности которых этот народ и обязан своим существованием.
«Хуллин», 92а (56, с.133)
Любая болезнь, лишь бы не болезнь живота; любая боль, лишь бы не боль в сердце; (…) любое зло, лишь бы не злая жена.
«Шаббат» («Суббота»), 11 (93, с.164)

Невежественный человек не может быть благочестивым.
«Пиркей Авот», 2, 6 (118, с.43)
Даже там, где нет людей, ты старайся остаться человеком.
«Пиркей Авот», 2, 6 (118, с.43)
Помни, откуда ты пришел, куда идешь, и перед кем тебе придется держать ответ.
«Пиркей Авот», 3, 1 (118, с.67)
Кого люди не любят, того не любит и Бог.
«Пиркей Авот», 3, 10 (156, с.125)
Ограда мудрости – молчание.
«Пиркей Авот», 3, 13 (156, с.133)
Вознаграждение за доброе дело – это доброе дело, а вознаграждение за грех – это грех.
«Пиркей Авот», 4, 2 (118, с.98)
Не суди один, ибо никто, кроме Единственного, не может судить один.
«Пиркей Авот», 4, 10 (118, с.106)
Ученики бывают четырех типов:
легко схватывает, но и легко забывает, – больше теряет, чем приобретает;
усваивает с трудом, но прочно, – больше приобретает, чем теряет;
легко усваивает и не забывает – мудрость;
с трудом усваивает и легко забывает – плохая участь.
«Пиркей Авот», 5, 12 (156, с.250)
Четыре разновидности посещающих дом учения:
приходит, но не учится, – ему награда за посещение;
учится, но не приходит, – ему награда за учение;
приходит и учится, – благочестив;
не приходит и не учится, – злонамерен.
«Пиркей Авот», 5, 14 (156, с.254) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Есть четыре типа сидящих перед мудрецами (т. е. учеников): «губка», «воронка», «фильтр» и «сито». Губка поглощает все; в воронку с одной стороны входит, с другой – выходит; фильтр пропускает вино и задерживает осадок; через сито просыпаются отруби, но мука в нем остается.
«Пиркей Авот», 5, 18 (118, с.147)
Человек равноценен всему творению, и тот, кто спасает одну душу, как если бы спас весь мир.
«Пиркей авот де раби Натан» («Поучения отцов» в изложении раби Натана), 80, 31 (93, с.343)
Когда наша любовь была сильна, мы могли спать в постели узкой, как лезвие ножа. Теперь, когда любовь прошла, даже кровать шириной в шестьдесят локтей тесна для нас.
«Санхедрин» («Синедрион»), 7б (93, с.357)
Когда нечего красть, вор – блюститель закона.
«Санхедрин», 22а (56, с.30)
У кого умирает жена, о том нужно сожалеть так, как если бы в его дни был разорен Храм.
«Санхедрин», 22а (27, с.227) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Ни один человек не похож на другого человека. Поэтому каждый обязан думать: ради меня сотворен мир.
«Санхедрин», 37а (105, т.1, с.4)
Прах, из которого создан Адам, собирался с всех концов земли.
«Санхедрин», 38а (56, с.10)
Почему человек был сотворен в день шестой? Если он возгордится, то ему можно сказать: «И комар был создан раньше тебя».
«Санхедрин», 38а (93, с.357)

Жемчуг – везде жемчуг. Если кто потерял его, то потерял его только он.
«Мегилла», 15а (56, с.26)
Свиток Торы (Священного Писания) можно продать только ради учения или ради женитьбы.
«Мегилла», 27а (93, с.363)
Прерывают учение для похорон покойника и для сопровождения невесты под балдахин.
«Мегилла», 29а (105, т.2, с.189)
Раби Меир говорил: «Обязан человек произносить три благословения каждый день. Вот они: „Благословен Ты, что сотворил меня евреем, Благословен Ты, что не сотворил меня женщиной, Благословен Ты, что не сотворил меня невеждой“».
«Менахот» («Приношения»), 43б (93, с.327)
Когда умер ученый, то все считаются родственниками его, и все должны разрывать свои платья, снять с себя обувь и устроить тризну.
«Моэд Катан» («Полупраздники»), 25б (105, т.2, с.124)
Сказал раби Нахман бар Ицхак: «Лучше грех ради него самого, чем заповедь не ради нее самой».
«Назир» («Давший обет»), 23а (93, с.75)
Сказал раби Йегуда (…): «Следует (…) исполнять заповеди даже не ради них самих, потому что постепенно человек начнет делать это и ради них самих».
«Назир», 23а (93, с.75)
Не пей из одного стакана, глядя на другой.
«Недарим» («Обеты»), 26б (93, с.361)
Тот, с кем случается чудо, об этом не знает.
«Нидда» («Отделение»), 31а (93, с.343)
Отчего мужчины миролюбивее женщин? Оттого, что они сделаны из мягкой земли, а женщины – из твердого ребра.
«Нидда», 31б (56, с.60) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Большой грех забывается, а малый – нет.
«Песахим» («Пасхальные жертвы»), 7б (56, с.39)
Прости сыновьям Израиля – они если не пророки, то дети пророков.
«Песахим», 66б (93, с.348)
Не живи в городе, управляемом учеными мужами.
«Песахим», 112а (30, с.202)
Если хочешь повеситься, выбери хотя бы дерево повыше.
«Песахим», 112а (56, с.27) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Разведенный женат на разведенной – четверо в постели.
«Песахим», 112а (93, с.170)

«Берахот», 55а (56, с.11)
Молчание вообще похвально, но молчание при учении не похвально.
Иерусалимский Талмуд. «Берахот», 9, 26 (105, т.1, с.123)
Школа Шаммая говорила: «Человек может развестись со своей женой, только если она ведет себя недостойно», а школа Гиллеля говорила: «Даже если у нее подгорело кушанье».
«Гитин» («Разводные письма»), 90, 1 (93, с.362)
Если предки наши были ангелы, мы (…) – люди; если же они были людьми, мы – ослы.
Иерусалимский Талмуд. «Демай» («Продукты»), 1, 3 (56, с.129)
Ты молчишь лучше, чем говоришь.
«Йевамот» («Левиратные браки»), 65а (56, с.108)
Неженатый – как будто не человек, ибо сказано: «Мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя: человек» (Бытие, 5, 2).
«Йевамот», 63 (93, с.160)
Чудеса нельзя приводить в доказательство.
«Йевамот», 121б (56, с.189)
Даже ради одного праведника держится мир.
«Йома» («День»), 38а (105, т.1, с.188)
Проступки в отношении к Богу день покаяния искупляет; проступков же в отношении к ближнему день покаяния не искупляет, пока ближний не будет удовлетворен.
«Йома», 85а (105, т.1, с.155)
Покаяние того, кто заявляет: «Согрешу и покаюсь, согрешу и покаюсь», – не будет принято.
«Йома», 85б (30, с.290)
Покаяние отменяет наказание даже отъявленного грешника и даже по утверждении приговора.
«Йома», 86б (105, т.1, с.204)
Что такое раскаяние? Сказал раби Йегуда: «Если человек мог согрешить второй раз, но не согрешил (…) с той же самой женщиной, в то же время и в том же месте».
«Йома», 86 (93, с.118)
* Если человек совершит одно и то же прегрешение дважды, оно ему уже кажется дозволенным.
«Йома», 87а (56, с.38)
В городе Уша постановили, что если человек хочет заниматься благотворительностью, то он имеет право истратить только пятую часть своего состояния и не больше – чтобы потом самому не впасть в зависимость от чужого благодеяния.
«Кетубот» («Брачные контракты»), 50а (93, с.78)
Женщину, пережившую смерть своего ребенка, уже ничто испугать не может.
«Кетубот», 62а (188, с.849) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Из двух пререкающихся прав тот, кто умолкает первым.
«Кетубот», 71б (56, с.103)
Жена, которая нарушает еврейский обычай, изгоняется без денежного возмещения. (…) Раби Тарфон говорит: «Также громогласная». Что значит «громогласная»? Разговаривает у себя дома, а соседи слышат ее голос.
«Кетубот», 72 (93, с.169)

Талмуд состоит из 63 трактатов; в настоящем издании они цитируются в алфавитном порядке. Сюда же включены примыкающие к основному корпусу «малые» трактаты: «Пиркей авот де раби Натан» и «Смахот».
В нашем поколении нет ни единого человека, который имел бы право упрекнуть другого.
«Арахин» («Оценка»), 16а (56, с.180)
Кто прожил сорок дней без тревог, уже удостоился земного рая.
«Арахин», 16б (56, с.178) — статусы, философские цитаты, мудрость древних

Живут они (христиане) в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужеземцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, а всякое отечество – чужая страна.
«К Диогнету», сочинение неизвестного автора (151, с.382)
Если человек не скажет в своем сердце: «Я один существую и Бог», он не найдет в мире покоя.
«Изречения египетских отцов», 102 (64, с.53)

ФЕОФИЛ АНТИОХИЙСКИЙ
Если ты скажешь: «Покажи мне твоего Бога», то я отвечу тебе: покажи мне твоего (внутреннего) человека, и я покажу тебе моего Бога. (…) Бог бывает видим для тех, (…) у кого (…) открыты очи душевные. (…) Хотя слепые не видят, свет солнечный все-таки существует.
«Три книги к Автолику», I, 2 (149, с.128, 129)
Бог все сотворил из ничего.
«Три книги к Автолику», II, 10 (149, с.145)

(Сторонник какого-либо учения) не имеет (…) никакого другого основания, кроме безотчетного влечения к названным философским учениям, и не имеет другого основания для оценки того, что считает истинным, – да не покажутся мои слова странными, – кроме безотчетного случая. Каждый любит то, с чем он случайно встретился вначале, и, как бы связанный им, уже не в состоянии внимать чему-либо иному.
«Благодарственная речь Оригену», 14, 163 (112, с.186)

Судить следует только душу – за то, как она пользовалась сосудом плоти. Сам сосуд, конечно, не подлежит приговору.
«О плоти Христа», 16 (153, с.201)
У Бога ничего не пропадает бесполезно.
«О плоти Христа», 60 (153, с.246)
Мы исповедуем Богу свои грехи (…) не потому, что Он их не знает, но поскольку исповеданием приуготовляется прощение, из исповедания рождается покаяние, а покаянием умилостивляется Бог.
«О покаянии», 9 (153, с.316)
Брак не уподобляется ли прелюбодеянию, не бывает ли средством удовлетворения тех же желаний? Сам Господь говорил: «Всякий, кто с вожделением взглянул на женщину, мысленно уже соблазнил ее» (Матф. 5, 28). Человек, ищущий брака с женщиной, не творит ли того же самого, хотя бы после и женился на ней? Да и женился ли бы он на ней, прежде чем посмотрел на нее с похотью? (…) Неважно, что до женитьбы он не желал чужой жены: до женитьбы все жены – чужие, и никакая жена не выйдет замуж, если муж уже до брака не прелюбодействовал с нею взором.
«О поощрении целомудрия», 9 (153, с.364) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Что Афины – Иерусалиму? что Академия – Церкви? что еретики – христианам? (…) В любознательности нам нет нужды после Иисуса Христа, а в поисках истины – после Евангелия. Раз мы верим (во что-то), то не желаем верить ничему сверх этого.
«О прескрипции (против) еретиков», 7 (153, с.109–110)

Бог – надежный поручитель нашего терпения. Если ты препоручишь Ему свою обиду, Он отомстит; если ущерб – возместит; если страдание – исцелит; если смерть – даже воскресит.
«О терпении», 15 (153, с.332)
Христос (…) возлюбил человека в его нечистоте, образовавшегося во чреве, появившегося посредством срамных членов, вскормленного с прибаутками. Ради него Он сошел с небес, ради него подверг Себя уничижению «даже до смерти, и смерти крестной» (Филипп. 2, 8). Конечно, он возлюбил того, кого искупил такой ценою. (…) Он спас плоть от всякого мучения – пораженную проказой очистил, слепую сделал зрячей, расслабленную – исполнил силы, бесноватую – усмирил, мертвую воскресил – и нам стыдиться этой плоти?
«О плоти Христа», 4 (153, с.164)
Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий – это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно.
«О плоти Христа», 5 (153, с.166)
Умирает обыкновенно лишь то, что рождается. У рождения со смертью взаимный долг.
«О плоти Христа», 6 (153, с.167)

Доброму человеку нельзя любоваться казнью злого.
«О зрелищах», 19 (153, с.288)
О, жалкое неверие, которое отказывает Богу в Его главных свойствах – простоте и силе! Разве не удивительно, что омовением разрушена смерть? Да ведь тем более следует верить там, где именно потому и не верится, что это удивительно! Ибо каковы должны быть дела Божьи, если не сверх всякого удивления? Мы и сами удивляемся – но потому, что верим. Впрочем, неверие тоже удивляется, но не верит, – удивляется простому как незначительному, а величественному как невозможному.
«О крещении», 2 (153, с.93)
(Душа), сколько я знаю, не христианка: ведь душа обыкновенно становится христианкой, а не рождается ею.
«О свидетельстве души», 1 (153, с.84)
Ты называешь мертвых «покойными», признавая этим, что жизнь тягостна, а смерть благодетельна.
«О свидетельстве души», 4 (153, с.86)
Душа старше буквы, слово – старше книги, а чувство – старше стиля, и сам человек – старше философа и поэта.
«О свидетельстве души», 5 (153, с.88)

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 – после 220), латинский христианский писатель; жил и действовал по большей части в Карфагене, где, по-видимому, основал собственную секту – «тертуллианистов». Считается создателем церковной латыни.
Справедливее судить о скрытом по явному, а не осуждать заранее явное, ссылаясь на скрытое.
«Апология», 3, 2 (152, с.177) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Закону мало быть справедливым: надо, чтобы его признали таковым люди, от которых он ожидает повиновения.
«Апология», 4, 13 (152, с.178)
(Бог) невидим – и являет Себя; непостижим – и доступен по благодати; непонятен – и человек понимает его.
«Апология», 17, 2 (152, с.184)
Все существующее заставляет постичь Бога, и Он все же непостижим; в этом величие его, что люди и знают, и не знают Его.
«Апология», 17, 3 (152, с.184)
О, свидетельство души, по природе христианки!
«Апология», 17, 6 (111, с.340)
Христианами становятся, а не рождаются.
«Апология», 18, 4 (111, с.341)
Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь мучеников есть семя христианства.
«Апология», 50 (111, с.378)

Ориген (ок. 185 – ок. 254), глава христианской школы в Александрии, а затем в Кесарии (Палестина). В молодости оскопил себя, буквально истолковав евангельские слова о скопцах, которые «сами себя сделали скопцами для Царства Небесного» (Матф., 19, 12).
Во время гонений на христиан был подвергнут истязаниям и вскоре затем умер. Славился исключительной эрудицией; св. Иероним называл его «учителем церквей, первым после апостолов». Однако в VI веке многие воззрения Оригена были признаны еретическими.
Не следует молиться о пустяках.
«О молитве», 8 (112, с.67)
Вся жизнь христианина должна быть непрерывной великой молитвой.
«О молитве», 12 (112, с.73)
Каждый, кто спасся от влияния порчи человеческой жизни, каждый, кто не сожжен грехом (…), должен за это благодарить Бога не меньше, чем те, кто, будучи в огне, чувствовали прохлаждающую росу.
«О молитве», 13 (112, с.75)
Бог избавляет нас от скорбей не таким образом, что более не посещают нас никакие скорби; (…) но так, что Божиею помощью мы никогда не оказываемся в скорбях в положении затруднительном.
«О молитве», 30 (112, с.118) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
В искусствах, обыкновенно выполняемых рукою, мысль о том, что, как и для какого употребления делается, находится в уме, а работа выполняется при помощи рук. Так же должно думать о делах Божьих (…): смысл и понимание того, что (…) сотворено Им, остаются в них в тайне.
«О началах», II, 4 (110, с.178)
Кто хочет нарисовать картину, тот предварительно слегка намечает тонким стилем линии будущего изображения и наперед делает знаки для лиц, которые нужно будет нанести (на картину); и это предварительное изображение, нанесенное в виде легкого очерка, без сомнения, оказывается уже более или менее подготовленным к восприятию настоящих красок. Точно так же и на скрижалях нашего сердца начертывается легкое изображение и предварительный рисунок стилем Господа нашего Иисуса Христа. (…) Тем, кто имеет в этой жизни некоторое предначертание истины и знания, в будущей жизни должна быть придана красота законченного изображения.
«О началах», II, 4 (110, с.179) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Сами кормчие часто не решаются признать, что корабль спасен благодаря их предусмотрительности, но все приписывают Богу не потому, что (сами) они будто бы ничего не сделали, но потому, что зависящее от промысла несравненно больше того, что зависит от искусства. И в нашем спасении зависящее от Бога несравненно больше того, что находится в нашей власти.
«О началах», III, 18 (110, с.232)
Человек, может быть, никогда не может победить противную силу сам по себе, не пользуясь божественной помощью. Потому и говорится, что ангел боролся с Иаковом (Быт., 32, 34). Мы понимаем это так, что борьба ангела с Иаковом – не то же, что борьба против Иакова.
«О началах», III, 5 (110, с.260)
Если мир начал существовать с известного времени, то что делал Бог до начала мира? Ведь нечестиво и вместе с тем нелепо называть природу Божью праздной или неподвижной или думать, что благость никогда не благотворила, и всемогущество когда-то (ни над чем) не имело власти. (…) Бог впервые начал действовать не тогда, когда сотворил этот видимый мир; но мы верим, что как после разрушения этого мира будет иной мир, так и прежде существования этого мира были иные миры.
«О началах», III, 3 (110, с.281)
Повелевается, чтобы получивший удар в правую щеку подставил и левую; между тем всякий, кто бьет правою рукою, бьет в левую щеку. Невозможным нужно считать и следующее евангельское предписание: если правый глаз будет соблазном тебе, то его нужно вырвать. Если мы допустим, что это сказано о плотских очах, то как объяснить то, что вина соблазна относится к одному глазу, и именно к правому, хотя смотрят оба глаза? (…) Как мы замечаем, буква (Писания) часто заключает в себе невозможный и недостаточный смысл: через нее иногда указывается не только неразумное, но и невозможное. Нет, Святой Дух имел целью вразумить нас, что с этой видимой историей соединено нечто такое, что при глубочайшем рассмотрении и понимании сообщает закон, полезный для людей и достойный Бога.
«О началах», IV, 18 (110, с.343–344)

Тщеславию монаха свойственно тщеславиться добродетелью.
«Четыре сотни глав о любви», III, 84 (52, с.313)
Если злопамятствуешь на кого, молись о нем.
«Четыре сотни глав о любви», III, 90 (52, с.314)
Отрекшийся от вещей мирских, как то: жены, имения и проч., соделал монахом человека внешнего, а еще не внутреннего (…). Внешнего человека легко сделать монахом, (…) но не мал подвиг сделать монахом внутреннего человека.
«Четыре сотни глав о любви», IV, 50 (52, с.323)
Писание не отнимает у нас ничего, данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность. То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и проч. Не запрещает даже и думать об этом, но запрещает думать страстно.
«Четыре сотни глав о любви», IV, 66 (52, с.325) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Старайся, сколько можешь, любить всякого человека. Если же (…) не можешь, то по крайней мере не ненавидь никого.
«Четыре сотни глав о любви», IV, 82 (52, с.328)

Максим Исповедник (ок. 580–662), византийский богослов, монах, игумен, противник патриарха Константинопольского Сергия. В 653 г. был подвергнут урезанию языка и отсечению правой руки и сослан в страну лазов (близ Кавказа), где и скончался.
Любовь к Богу (…) не терпит ненависти к человеку.
«Четыре сотни глав о любви», I, 15 (52, с.271)
Удобнее грешить мыслью, нежели делом.
«Четыре сотни глав о любви», II, 72 (52, с.294)

Лактанций (ок. 250 – ок. 330), латинский христианский писатель и оратор.
Как скоро люди уверятся, что Бог мало о них печется и что по смерти они обратятся в ничто, то они предаются совершенно необузданности своих страстей, (…) думая, что им все позволено.
«Божественные установления» (В переводе Е. Карнеева (1848) – «Божественные наставления».), II, 1 (86, ч.1, с.100)
Греки присвоили человеку имя Антропоса, потому что он смотрит вверх. (…) Не вотще Бог восхотел, чтобы голова у нас всегда была поднята к небу. Между всеми родами животных и птиц нет почти ни одного, который бы мог свободно видеть небо.
«Божественные установления», II, 1 (86, ч.1, с.103)
Чтобы познать лживость (неистинной) религии, (…) нужно только иметь обыкновенную человеческую мудрость. Человек не может идти далее. (…) Но чтобы приобресть религию истинную, (…) нужно просветиться божественной мудростью, которой человек иметь не может, если Бог ему не дает ее.
«Божественные установления», II, 3 (86, ч.1, с.113)
Надобно попирать землю ногами, чтобы возвыситься к небу.
«Божественные установления», II, 19 (86, ч.1, с.172)
Наша религия необходимо должна быть просвещенная, потому что мы обязаны знать то, чему поклоняемся; но знание наше должно также быть деятельным, то есть должно заставить нас исполнять то, что мы знаем.
«Божественные установления», IV, 3 (86, ч.1, с.263)
(Христос) простер руки на кресте и обнял, так сказать, всю вселенную.
«Божественные установления», IV, 26 (86, ч.1, с.323)
В религии принуждение неуместно. (…) Мы никого против воли не удерживаем: в ком нет веры и благочестия, тот Богу не нужен.
«Божественные установления», V, 20 (86, ч.1, с.391)
Нет ничего свободнее религии, и она совершенно уничтожается, как скоро приносящий жертву бывает к тому насильно принуждаем. Лучшее средство защищать религию состоит в том, чтобы страдать или умереть за нее.
«Божественные установления», V, 20 (86, ч.1, с.393)
Язычники, принося своим богам жертвы, не приносят им ничего внутреннего, ничего собственно им принадлежащего; (…) окончив суетные обряды, оставляют в храме все свое благочестие и не уносят с собою оттуда ничего, так как ничего туда и не приносили.
«Божественные установления», V, 20 (86, ч.1, с.393) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Нет добродетели без порока, как нет победы без сражения и без неприятелей и как вообще нет добра без зла. Страсти суть как бы излишества души. Самые плодородные земли производят сами собою множество терния и дурных трав.
«Божественные установления», VI, 15 (86, ч.2, с.49)
Делает добро, кто стремится к добродетели через страсти, и зло, когда через них склоняется ко злу. Как ни велико бывает удовольствие, но оно безвинно, когда ограничивается супружеством.
«Божественные установления», VI, 16 (86, ч.2, с.52)
Не только нет возможности привести человека в глубокий покой, как они (стоики) мечтают, потому что он (человек) сам по себе всегда находится в волнении и движении; но если бы то и возможно было, неблагоразумно допустить это. (…) Лишить душу движения значит лишить ее жизни, которая есть движение, тогда как смерть есть покой.
«Божественные установления», VI, 17 (86, ч.2, с.56)

Можно быть верующим и без науки; зато уразуметь существо веры неуч не в состоянии.
«Строматы», I, 6 (79, с.47)
У обученных и чувства более изощренны.
«Строматы», I, 6 (79, с.47)
Вера – это свободный выбор, поскольку она есть некое стремление, и стремление разумное. Но так как в начале (…) каждого действия лежит свободный выбор, то выходит, что и вера есть его начало, основа всякого разумного выбора.
«Строматы», II, 2 (79, с.122)
От доказательств (…) вера тверже быть не может.
«Строматы», II, 2 (78, стб.184)
Страх Божий заключается в боязни греха (…). Не самого Бога боюсь я, а боюсь низвержения с лона Его.
«Строматы», II, 8 (79, с.137, 138)
Человек добродетельный (…) (живет) на границе, отделяющей природу бессмертную от смертной.
«Строматы», II, 18 (79, с.157)
Вожделение не происходит от тела, хотя и удовлетворяется телом.
«Строматы», III, 4 (78, стб.329) — статусы, философские цитаты, мудрость древних

Киприан Карфагенский (ок. 200–258), епископ Карфагена, латинский христианский писатель, один из Отцов Церкви; считал себя учеником Тертуллиана.
Светить слепому, говорить глухому, вразумлять бессмысленного – труд напрасный.
«К Деметриану» (77, с.274)
Если боги твои имеют сколько-нибудь Божественной силы и власти, то пусть сами мстят за себя. Иначе, (…) так как мститель более того, за кого он мстит, то ты больше своих богов.
«К Деметриану» (77, с.283) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Поздно поверят в вечную казнь те, которые не хотели верить в вечную жизнь.
«К Деметриану» (77, с.290)

Не говорим, будто все зло оттого, что едим и пьем: не от этого оно, а от нашей беспечности и жадности. Диавол не ел и не пил – а пал; а Павел ел и пил – и взошел на небо.
«Беседы о статуях», ХV, 3, 158 (68, кн.1, с.175)
Не странно ли признавать небо гораздо лучшим земли, а переселившихся туда – оплакивать?
«К молодой вдове», 3, 603 (67, кн.1, с.578)
Время уныния не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого-нибудь потерпим хотя малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни.
«К Стагирию», III, 14, 491 (67, кн.1, с.243)
Вступать или не вступать в брак – зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство.
«О девстве», 41, 564 (67, кн.1, с.333)
Иное – судия, иное – податель милостыни. Милостыня потому так и называется, что мы подаем ее и недостойным.
«О Лазаре», II, 5, 989 (67, кн.2, с.807)
Если можно сказать нечто странное, то (…) душа спящего как бы спит, а у умершего, напротив, бодрствует.
«О Лазаре», V, 1, 1018 (67, кн.2, с.839)
Настоящее – театр; здешние предметы – обманчивая внешность, и богатство, и бедность, и власть, и подвластность, и тому подобное; а когда окончится этот день и наступит та страшная ночь, или лучше – день: ночь для грешников, а день для праведников; когда закроется театр (…), обманчивые виды будут отброшены; (…) и как здесь, по окончании театра, иной из сидевших вверху, увидев в театральном философе медника, говорит: э, не был ли этот в театре философом? – а теперь вижу его медником; этот не был ли там царем? – а здесь вижу в нем какого-то низкого человека; (…) так будет и там.
«О Лазаре», 5, 857 (67, кн.2, с.857)
Награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды.
«О сокрушении», I, 6, 420 (67, кн.1, с.162)
Бог не свел с небес ангелов и не приставил их учителями к человеческому естеству, чтобы по причине превосходства своей природы и по причине неведения человеческой немощи они не делали упреков против нас очень беспощадно; но Он сделал смертных людей учителями и священниками, людей, облеченных немощию, чтобы одно и то же, виновность в том же самом и говорящего, и слушающих сделалась уздою для языка говорящего человека, не позволяющею делать обвинений сверх меры.
«Похвальные беседы», ХХVIII, 1, 654 (68, кн.2, с.700) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Мы не так скорбим, обличаемые со стороны других, как обличая других за грехи, в которых мы виновны.
«Похвальные беседы», ХХVIII, 1, 655 (68, кн.2, с.701)
Какого ты достигаешь успеха чрез то, что не исповедуешься? (…) Хотя бы ты не сказал, Он (Господь) знает; если же ты скажешь, Он забывает.
«Похвальные беседы», ХХVIII, 4, 658 (68, кн.2, с.705)
Военачальнику мы в особенности удивляемся тогда, когда даже в его отсутствие войско соблюдает порядок.
«Против аномеев», I, 1, 701 (67, кн.2, с.494)
Никакое существо не может хорошо знать высшего существа, хотя бы между ними было и малое расстояние.
«Против аномеев», V, 3, 740 (67, кн.2, с.539)
Не знают Бога не те, которые не знают Его существа, а те, которые усиливаются познать это существо.
«Против аномеев», V, 5, 742 (67, кн.2, с.541)
Еще нет смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать.
«Против аномеев», V, 6, 745 (67, кн.2, с.544)

«Беседы на Евангелие от Иоанна», LХХIII, 3, 399 (66, кн.2, с.491)
Удержи руки от лихоимства – и тогда простирай их на милостыню. Если же мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то (…) милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие.
«Беседы на Евангелие от Иоанна», LХХIII, 3, 400 (66, кн.2, с.491)
Стыдись грешить, но не стыдись каяться.
«Беседы о покаянии», VIII, 2, 338 (68, кн.1, с.380)

Ты грешишь? Не отчаивайся; (…) и если каждый день согрешишь, каждый день кайся. (…) Для божественного милосердия меры нет. (…) Твоя злоба, какова бы она ни была, есть злоба человеческая, а человеколюбие Божие неизреченно.
«Беседы о покаянии», VIII, 1 (68, кн.1, с.379)
Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд.
«Беседы о покаянии», VIII, 2, 338 (68, кн.1, с.381)
Для любящего довольно и той награды, чтобы любить, кого любит.
«Беседы о статуях», I, 8, 26 (68, кн.1, с.17)
Не вино зло, (…) а пьянство.
«Беседы о статуях», II, 5, 40 (68, кн.1, с.34)
(Корыстолюбец) бережет свое, как чужое.
«Беседы о статуях», II, 5, 40 (68, кн.1, с.34)
Ты здесь (на земле) странник и пришелец; твое Отечество на небесах.
«Беседы о статуях», II, 6, 42 (68, кн.1, с.36) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного.
«Беседы о статуях», V, 3, 73 (68, кн.1, с.75)
Не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.
«Беседы о статуях», V, 3, 74 (68, кн.1, с.75)
Лишился ли ты чего? Не скорби – этим нисколько не пособишь. Согрешил? Скорби – это полезно.
«Беседы о статуях», V, 4, 75 (68, кн.1, с.76)
Не множество тел мы желаем видеть в церкви, а множество слушателей.
«Пять слов об Анне», V, 2, 670 (70, кн.2, с.823)
Как солнце восходит каждый день, и, однако, мы не говорим, что много солнц, но одно солнце, ежедневно восходящее, так и Пасха совершается всегда (…). Где торжествует любовь, там и праздник.
«Слово о возвращении из Азии в Константинополь», 1, 423 (69, кн.2, с.438)
(Человеческая) душа стоит, а лучше сказать – и дороже множества народов.
«Увещание к Феодору падшему», I, 1, 277 (67, кн.1, с.1)
Тяжко не падение, а то, чтобы, упавши, лежать и уже не вставать, (…) помыслами отчаяния прикрывать слабость воли.
«Увещание к Феодору падшему», I, 7, 285 (67, кн.1, с.9)
Слава Богу за все.
Предсмертные слова Иоанна Златоуста (67, кн.1, с.95)
Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно.
«К Деметриану» (77, с.290)
Кто слишком желает отмщения за себя, пусть помыслит, что не отмщен еще Тот, Кто творит отмщение.
«О благе терпения» (77, с.341)
Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь.
«О единстве церкви» (77, с.236)
Вина раздора (в церкви) не очищается даже страданием. Не может быть мучеником тот, кто не находится в Церкви.
«О единстве церкви» (77, с.242)
(Христос) не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно так, чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле, мы не говорим: Отче мой, иже еси на небесех, – хлеб мой насущный даждь ми днесь; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, мы молимся не за одного кого-либо, но за весь (церковный) народ, потому что мы – весь народ – составляем одно.
«О единстве церкви» (77, с.255) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Человек должен стремиться к познанию Бога не из-за желания спастись, но ради божественной красоты и величия, святости, превосходства и сверхъестественности самого этого знания.
«Строматы», IV, 22 (79, с.209)
Нет познания, которое не имело бы связи с верой; равно как нет и веры, которая не зависела бы от познания.
«Строматы», V, 1 (79, с.225)
Вера есть слух, ухо души.
«Строматы», V, 1 (79, с.225)

Климент Александрийский
Климент Александрийский (? – до 215), греческий философ, глава христианской школы в Александрии.
Нельзя же на том основании, что человеку смеяться естественно, все делать предметом смеха. И лошадь ведь, которой ржать естественно, не на все ржет.
«Педагог», II, 5 (77а, с.150)
Как праведников может быть много, так и пути спасения их многочисленны.
«Строматы» («Узоры»), I, 4 (79, с.43)
Есть среди них (христиан) боящиеся эллинской философии, подобно тому как дети боятся привидений. Если вера их – я уже не осмеливаюсь говорить об их познании – в такой степени слаба, что может колебаться от человеческих рассуждений, то не стоит ее себе и приписывать; пусть эти немощные признают, что никогда и не верили в истину.
«Строматы», VI, 10 (79, с.260)

Господу надобно молиться с искренним вниманием и умолять не звуком голоса, но сердцем и чувством. (…) Как ты требуешь, чтобы Бог услышал тебя, когда ты сам себя не слышишь? Как хочешь, чтобы Бог во время твоего моления помнил о тебе, когда ты сам о себе не помнишь?
«О единстве церкви» (77, с.270)
Кто милосердствует о нищих, тот дает взаймы Богу.
«О единстве церкви» (77, с.271)
В заповедях для большей пользы необходимо умалчивать о некоторых предметах; а то ведь часто увлекаются тем, что запрещается.
«О зрелищах» (77, с.379)
Запрещено смотреть на то, что запрещается делать.
«О зрелищах» (77, с.379) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Какое зрелище без идола? Какое игрище без (языческого) жертвоприношения? (…) Идолослужение (…) есть мать всех игрищ.
«О зрелищах» (77, с.379, 380)
Для похоти недостаточно наслаждаться настоящим злом, – нет, она хочет через зрелище усвоить себе и то, чем грешили еще в давние времена.
«О зрелищах» (77, с.382)
Другие (виды) зла имеют предел, и всякий грех оканчивается совершением греха; (…) (зависть) же не имеет предела: это зло, пребывающее непрерывно; это грех без конца!
«О ревности и зависти» (77, с.347)
Если христианин (…) помнит, под каким условием (…) он уверовал, то будет (…) помнить, что ему в этом веке должно претерпеть более, чем другим.
«О смертности» (77, с.296) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Мученичество не в твоей состоит власти, а в воле Божией (…). Иное дело – недостаток готовности к мученичеству, а иное – недостаток мученичества при готовности к нему. (…) Бог не хочет крови нашей, а требует веры.
«О смертности» (77, с.301)
Зачем же нам просить и молить, да приидет Царство Небесное, когда нам приятен земной плен? Зачем, в часто повторяемых молитвах, мы просим о скором наступлении дня Царства, когда сильнее и пламеннее желаем работать здесь, на земле, диаволу, нежели царствовать на небе со Христом?
«О смертности» (77, с.301–302)
Не должно оплакивать братьев наших (…), они (…) не погибают, а только предшествуют нам, подобно путешественникам и мореплавателям. Мы должны устремляться за ними любовию, но никак не сетовать о них: не должны надевать здесь траурных одежд, когда они уже облеклись там в белые ризы; а иначе подадим повод язычникам справедливо осуждать нас за то, что мы, как совершенно погибших, оплакиваем тех, которые, по словам нашим, живут у Бога.
«О смертности» (77, с.302–303)
Нет спасения вне церкви.
Письма, 73, 21, 2 (185а, с.331)
Поститься (…) значит (…) воздерживаться от всякого вообще зла, будет ли оно состоять в деле, в слове или даже в мысли.
«Строматы», VI, 12 (78, стб.721–722)
Молитва есть собеседование с Богом.
«Строматы», VII, 7 (78, стб.824)
Ремесленник кормится от своего ремесла; язычник – живет по-язычески. Точно так же истинный мудрец в познании имеет все, в чем нуждается.
«Строматы», VII, 7 (78, стб.829)
Мудрец истинный убежден в такой истине: «Все в этом мире идет к лучшему».
«Строматы», VII, 7 (78, стб.830)
Верующий (…) простой навык в добродетели обращает во вторую свою природу.
«Строматы», VII, 7 (78, стб.830)
Следует обращаться к Богу с молитвами, только достойными Бога.
«Строматы», VII, 7 (78, стб.833)
Соприкосновение с грехами чужими заразительно.
«Строматы», VII, 7 (78, стб.833) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Кто предпринимает великие дела, подвергается и великим искушениям.
«Строматы», VII, 16 (79, с.289)
Тот не заслуживает хвалы, кто не делает того, чего не может сделать.
«Божественные установления», VI, 23 (86, ч.2, с.76)
* Бог сотворил человека, чтобы в мире было создание, способное ценить Его творения. Он создал мир для человека, а человека для Себя; вот почему человек имеет прямой стан и лицо, обращенное к небу.
«Божественные установления», VII, 5 (86, ч.2, с.99)
Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть.
«О гневе Божием», 13 (86, ч.2, с.242)
(Бог) оставляет зло в мире, но, оставляя его, дарует человеку мудрость (…). Когда отъемлется зло, то отъемлется и мудрость, и тогда у человека не останется никакой добродетели, потому что добродетель состоит единственно в том, чтобы одолевать и побеждать зло. Следовательно, эти философы (эпикурейцы), желая освободить нас от зла, лишают нас неоценимого сокровища мудрости.
«О гневе Божием», 13 (86, ч.2, с.244)
Покой принадлежит только сну и смерти. Самый даже сон есть не совершенный покой, потому что тут отдыхает одно только тело, а в душе представляются разные образы, и она находится в беспрерывном движении, тогда как тело восстановляет свои силы. Следовательно, одна смерть, собственно, есть вечный покой.
«О гневе Божием», 17 (86, ч.2, с.250)
Подобно тому как душа занимается истинными образами в течение дня, дабы тело не подверглось сну, так занимается она ложными мыслями ночью, дабы то же самое тело не пробудилось.
«О творчестве Божием», 18 (86, ч.2, с.313)
Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви. Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия; а расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия.
«Четыре сотни глав о любви», III, 14 (52, с.302)
Тот любит всех человеков, кто не любит ничего человеческого.
«Четыре сотни глав о любви», III, 37 (52, с.306)
Всякого человека любить должно, упование же возлагать на одного Бога.
«Четыре сотни глав о любви», IV, 95 (52, с.329)
Други Христовы всех любят искренно, но не всеми бывают любимы.
«Четыре сотни глав о любви», IV, 98 (52, с.330)
Почему Бог не сделал нас такими, чтобы мы, даже если бы захотели, не могли согрешить? Это (…) не что иное, как сказать: почему Он не сделал нас безумными и бессловесными? Ибо привести нас к добродетели принудительно – значит не оставить нам самим по себе никакой самостоятельности и не позволить нашему естеству быть разумным, т. е. иметь разумную душу. Ведь отними у нас свободу воли, и мы уже не образ Божий, и не словесная и разумная душа, и наша природа воистину растлится, перестав быть тем, чем ей надлежит быть.
Комментарий к сочинению Дионисия Ареопагита «О Божественных именах», IV, 33 (107, с.484)
Надо не хулить верования других людей, а утверждать собственное, и не писать против веры или исповедания, кажущихся нехорошими, но – в защиту истины.
Комментарий к «Посланию 6» Дионисия Ареопагита (50, с.203) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
(О словах Христа: «Да минует Меня чаша сия»:) А быть может, (Христос) хотел отклонить от Себя только этот, особенный род мученичества? (…) Вместо чаши, предложенной Ему, быть может, в глубине души Он желал для Себя чаши тягчайшей (…)? Но не такова была воля Отца, более премудрая, чем (человеческая) воля Сына.
«Увещание к мученичеству», 29 (112, с.52)
Дьявол способен к добродетели, но еще не хочет следовать добродетели.
Ориген в передаче Иеронима (письмо 124 (к Авиту) (48, с.320)
И твердь, то есть небо, по сравнению с высшим небом есть ад, и (…) земля, на которой мы живем, по сравнению с твердью может быть названа адом, и опять, по сравнению с адом, который под нами, места, занимаемые нами, могут быть названы небом, – так что то, что для одних ад, для других – небо.
Ориген в передаче Иеронима (письмо 124 (к Авиту) (48, с.329)
Сказав, по апокалипсису Иоанна, что вечное, то есть имеющее быть на небесах, Евангелие настолько превосходит это наше Евангелие, насколько проповедь Христова превосходит священнодействия Ветхого Завета, он (Ориген), наконец, прибавил (о чем и помыслить святотатственно), что для спасения демонов Христос пострадает и в воздухе (то есть в тверди), и в превысших областях. И хотя он не высказал заключения сам, но оно понятно: как для людей Он сделался человеком, чтобы освободить людей, так и для спасения демонов Бог сделается тем, чем и те, для освобождения которых Он придет.
Ориген в передаче Иеронима (письмо 124 (к Авиту) (48, с.329)
Бог не честолюбив.
«К Скапуле», 2 (154, с.219)
Кто есть истинный Бог, Тот все свое одинаково дает как своим почитателям, так и не почитателям.
«К Скапуле», 2 (154, с.219)
Вы предпочитаете не знать, потому что уже ненавидите, как будто знаете наверняка, что не будете ненавидеть, если узнаете.
«К язычникам», I, 1 (153, с.37)
Чем более они (люди) расположены ко злу, тем более способны верить ему. Вообще они легче верят вымышленному злу, чем действительному добру.
«К язычникам», I, 7 (153, с.44)
Это сильнейший защищает слабейшего, так что богам должно быть стыдно пользоваться защитой людей.
«К язычникам», I, 9 (153, с.48)
Если бы на земле было столько же веры, сколько ожидается награды на небесах…
«О женском убранстве», I, 1 (153, с.345)
Божественное Писание (…) есть у нас и у иудеев, к дикой маслине коих и мы привиты.
«О свидетельстве души», 5 (153, с.88)
При (…) нескладности жизни складность учения подозрительна.
«О свидетельстве души», 6 (153, с.89)
Человек одинаков во всех народах, различны лишь имена; душа одна – различны голоса; дух един – различны звуки; у каждого народа свой язык, но материя языка – всеобща.
«О свидетельстве души», 6 (153, с.89) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Дух Господень через апостола возвестил, что жадность «есть корень всех зол» (1 Тим. 6, 10). Нам следует понимать ее не только как вожделение к чужому. Ведь и то, что кажется нашим, на самом деле чужое. Ибо нет ничего нашего, поскольку все Божье, да и мы сами. Значит, если мы, потерпев ущерб, не можем этого вынести и печалимся не о своем потерянном, то впадаем в жадность.
«О терпении», 7 (153, с.326)
В злодеянии не имеет значения, кто первый, а кто последний. Порядок по счету не разделяет того, что объединено сходством. (…) Поэтому безусловно предписано, что злом не воздается за зло.
«О терпении», 10 (153, с.328)
Душа не может обрести спасения, если она не уверует, пока обитает во плоти. Итак, плоть есть якорь спасения.
«О плоти Христа», 8 (153, с.195)
Укорять плоть следует только для порицания души, которая подчиняет плоть для служения себе.
«О плоти Христа», 10 (153, с.196)
Тот, Кто создал, способен и воссоздать, ибо гораздо труднее создать, чем воссоздать, труднее начать, чем продолжить. Так и воскрешение плоти ты должен считать делом более легким, чем ее создание.
«О плоти Христа», 11 (153, с.197)
Ты (…) ничего не потеряешь в споре (с еретиками), кроме голоса, но ничего и не приобретешь, кроме различия желчи от брани.
«О прескрипции (против) еретиков», 17 (153, с.114)
То, что происходит среди многих людей, не имеет одинакового результата. Потому ошибки людей в учении церкви должны были разниться. То же, что у многих оказывается единым, – не заблуждение, а предание.
«О прескрипции (против) еретиков», 28 (153, с.119)
Ереси: хоть от нашего ствола, но не нашего рода; хоть из зерна истины, но одичавшие от лжи.
«О прескрипции (против) еретиков», 36 (153, с.124) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Я ничем не рискую, если скажу, что и само Писание по воле Божьей так составлено, что предоставляет еретикам материал, – ибо читаю: «Надлежит быть ересям», а без Писания они быть не могут.
«О прескрипции (против) еретиков», 39 (153, с.126)
Рукоположения у еретиков необдуманны, легкомысленны, беспорядочны: то назначают неофитов, (…) то наших отступников, – чтобы удержать их почестями, если не могут удержать истиной. Нигде так легко не продвигаются в должности, как в лагере бунтовщиков, ибо самое пребывание там вменяется в заслугу.
«О прескрипции (против) еретиков», 41 (153, с.127)
Смех, собственно, идет глупости; но и истине прилично посмеяться, потому что она радостна.
«Против Валентиниана», 6 (155, с.95)
Богу приличествует свобода, а не необходимость. Я предпочитаю, чтобы Он Сам захотел сотворить зло, нежели чтобы не мог сотворить.
«Против Гермогена», 16 (153, с.141)
Пришествие Бога на смерть явилось смертью для смерти.
Григорий Чудотворец. «К Феопомпу, о возможности и невозможности страданий для Бога», 6 (112, с.196)
Созерцание видимого открывает сокровенное.
Григорий Чудотворец. «К Феопомпу…», 14 (112, с.205)
Смертным ли по природе сотворен человек? Нет. Значит, бессмертным? Не скажем и этого. (…) Он сотворен по природе ни смертным, ни бессмертным, (…) но (…) способным к тому и другому.
«Три книги к Автолику», II, 27 (149, с.159)
Спросили одного старца: «Что есть смирение?» Сказал он: «Если твой брат согрешит против тебя, а ты простишь ему прежде, чем он покаялся».
«Изречения египетских отцов», 162 (64, с.65)
Говорили старцы: «Хотя бы воистину ангел явился тебе, не принимай его, но смирись и скажи: „Я недостоин видеть ангела, потому что жил в грехах“».
«Изречения египетских отцов», 171 (64, с.67) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Тех, кто просит одежду, подвергают расспрашиванию, прежде чем дадут ее; тех же, кто просит еды, – не спрашивают ни о чем.
«Бава Батра» («Последние Врата»), 9а (56, с.101)
Горе поколению, которое судит судей.
«Бава Батра», 15б (56, с.170)
Всевышний устроит праведникам пиршество, где они будут вкушать мясо Левиафана, а остатки мяса будут продаваться на иерусалимских базарах.
«Бава Батра», 74–75 (93, с.55)
Берущий женщину в жены пусть проверит, кто ее братья.
«Бава Батра», 100а (93, с.361)
На занятиях рассади учеников по их мудрости, а на трапезе – по возрасту.
«Бава Батра», 102 (93, с.345)
Много дает тот, кто дает мало с радостным выражением лица.
«Бава Батра» (188, с.849–850)
Врач бесплатный платы не стоит.
«Бава Кама» («Первые Врата»), 85а (105, т.1, с.247)
Если твоя жена низкого роста, нагнись и шепни ей.
«Бава Мециа» («Средние Врата»), 59 (93, с.362)
Старайся не обижать свою жену, потому что женщина слезлива и чувствительна к обидам.
«Бава Мециа», 59а (93, с.164)
* Когда начинают читать утреннюю молитву? – Как только голубое начинает отличаться от белого.
«Берахот» («Благословения»), 1, 1–2 (115а, с.92) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Молитва того, кто превращает ее в повинность, не мольба.
«Берахот», 4, 3 (106, с.57)
Не начинают молиться, не сосредоточившись. Праведники прежних времен выжидали целый час, чтоб устремить свое сердце к Всевышнему.
«Берахот», 5, 1 (106, с.64)
Значение человека равносильно значению всего творения, вместе взятого.
«Берахот», 8а (105, т.1, с.4)
Молиться надо не о погибели грешников, но об их раскаянии.
«Берахот», 10а (56, с.38)
Тот, кто громко читает молитву в надежде, что она будет услышана лучше, принадлежит к маловерам.
«Берахот», 24б (56, с.106)
Когда раби Йонахан бен Заккай заболел, ученики (…) попросили: «Учитель, благослови нас!» Он ответил: «Пусть будет воля Его, чтобы суда Всевышнего вы боялись так же, как суда людского». Ученики воскликнули: «Всего лишь так же, как людского?!» Он ответил: «Да, именно так. Ибо когда человек собирается совершить грех, он говорит: лишь бы никто меня не увидел».
«Берахот», 28б (93, с.115–116)
Все в руках Всевышнего, кроме страха перед Всевышним.
«Берахот», 33б (93, с.343)
Раби Кагана говорит: нахожу дерзким того, кто громко исповедует грехи свои, ибо сказано: «Блажен тот, чей грех прощен и чье преступление сокрыто» (Псалт., 32, 1).
«Берахот», 34б (105, т.1, с.205)
На каждую дверь – отдельный ключ; но один ключ – ко всякой женщине.
«Берахот», 45б (56, с.60)
Праведник не умирает до тех пор, пока не родится другой праведник.
«Берахот», 54б (56, с.133)
Пока существовал Храм, Израиль искупал свою вину на храмовом алтаре. Теперь же алтарь каждого из нас – рабочий стол.
Раби Йегуда говорит: «Тот, кто не учит сына ремеслу, учит его преступлению».
Спросили его: «Неужели так сразу и преступлению?»
Раби Йегуда объяснил: «Не научить его ремеслу – как будто научить его воровать».
«Кидушин» («Освящения»), 29а (93, с.171) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Раби Хуна считал, что если человек достиг двадцати лет и до сих пор холост, то он проведет остальные дни своей жизни в грехе. Неужели он имел в виду настоящий грех? Нет, но он считал, что человек будет грешить в мыслях.
«Кидушин», 29а (93, с.171)
Если тебе скажут: «Искали, но не нашли», – не верь; если тебе скажут: «Не искали и нашли», – не верь; если тебе скажут: «Искали и нашли», – верь.
«Мегилла» («Свиток»), 6б (56, с.93)
Не пренебрегай благословением невежды. Не пренебрегай проклятием невежды.
«Мегилла», 15а (56, с.354)
Учили наши наставники: «Троим жизнь не в жизнь: мягкосердечным, вспыльчивым и брезгливым».
А раби Йосеф сказал: «Все это есть во мне».
«Песахим», 113б (30, с.212) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Трое ненавидят себе подобных: собаки, петухи и жрецы огнепоклонников.
А некоторые говорят: «И блудницы».
А некоторые говорят: «И вавилонские мудрецы».
«Песахим», 113б (30, с.212)
Найди себе учителя, и приобрети себе друга, и суди каждого человека с хорошей стороны.
«Пиркей Авот» («Поучения отцов»), 1, 6 (157, с.37)
Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только для себя – то чего я стою? И если (искать на это ответы) не теперь – то когда?
«Пиркей Авот», 1, 14 (слова Гиллеля Старшего) (93, с.286)
Исполняй Его (Господа) волю, как свою, – тогда Он исполнит твою волю, как свою.
«Пиркей Авот», 2, 4 (Нумерация статей глав 1–6 трактата «Пиркей Авот» несколько различается в разных изданиях.) (156, с.65)
Не суди ближнего, пока не побывал на его месте.
«Пиркей Авот», 2, 5 (118, с.41)
Не учится застенчивый и не обучает вспыльчивый.
«Пиркей Авот», 2, 5 (93, с.344)
Один саддукей проповедовал: «Горе вам, нечестивцы, говорящие, что мертвые воскреснут! Если и живые умирают – разве мертвые могут ожить?»
Ответили ему: «Горе вам, нечестивцы, не верящие в воскрешение мертвых! Если на свете живут люди, которых раньше никогда не было, то люди, которые уже раньше были, тем более могут вновь появиться!»
«Санхедрин», 90 (93, с.56)
Спаситель явится лишь тогда, когда народ отчается в ожидании спасения.
«Санхедрин», 97а (56, с.99)
Дочь для отца – клад напрасный, и не спит он из-за нее ночами: когда мала, боится, что ее соблазнят, в юности – что станет распутничать, когда подрастет – что не выйдет замуж, когда выйдет замуж – что останется бездетной, когда состарится – что займется колдовством.
«Санхедрин», 100 (93, с.170)
Всем человек завидует, кроме своего сына и своего ученика.
«Санхедрин», 104 (93, с.363)
Не воруй у вора того, что он украл у тебя.
Иерусалимский Талмуд. «Санхедрин», 8 (56, с.30)
Нельзя угрожать ребенку наказанием, а если наказывать, то сразу – или молчать и не говорить ничего. Был случай в Лоде с сыном Горноса, который убежал из школы. Отец начал ему грозить, мальчик испугался, ушел из дому и утопился в колодце.
«Смахот» («Радости»), 2 (93, с.178)
История об одном чужеземце, который явился к Шаммаю и сказал ему: «Обратишь меня в еврейскую веру, если изложишь всю Тору, покуда я стою на одной ноге». Шаммай ударил его строительной линейкой, которую держал в руке.
Тогда чужеземец пришел к Гиллелю, и тот обратил его. Сказал ему: «Ненавистного тебе не делай ближнему – в этом вся Тора целиком, остальное лишь истолкование, ступай же и учись».
«Шаббат», 31а (177, с.20) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Мир стоит только на дыхании учеников. (…) Детей нельзя отвлекать от учения даже ради строительства Храма.
«Шаббат», 119б (93, с.180)
Свет, светящий одному, светит многим.
«Шаббат», 122а (56, с.71)
Мы учили слова раби Элиэзера: «За день до смерти покайся». Спросили Элиэзера его ученики: «А разве знает человек, когда он умрет?» – «Тем более покайся на случай, если умрешь завтра».
«Шаббат», 153а (30, с.167)
Полтора года спорили школа Шаммая и школа Гиллеля. Эти говорят: лучше бы человеку не быть сотворенным, те говорят: хорошо человеку, что он сотворен. Проголосовали и решили: лучше бы человеку не быть сотворенным. Но раз уж его сотворили – пусть задумается о своих делах.
«Эрувин» («Объединения»), 13 (93, с.87)
Три года продолжался спор между школой Шаммая и школой Гиллеля. (…) Чем же удостоилась преимущества школа Гиллеля? Тем, что ее последователи отличались духом кротости и смиренности и наряду со своим учением преподавали также учение школы Шаммая. Мало того, мнения школы Шаммая они излагали всегда ранее собственных положений.
«Эрувин», 13 (8, с.212)
Из-за одной лишней или недостающей буквы (при переписке священных книг) мир может быть разрушен.
«Эрувин», 13 (93, с.60)
По трем вещам узнается человек: по стакану, по гневу и по карману. А некоторые считают, что и по смеху.
«Эрувин», 65б (93, с.356) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Ребенок входит в мир со сжатыми кулаками: весь этот мир – мой, и быть ему в моих руках. Человек покидает мир с раскрытыми ладонями: вот, я ничего с собой не забираю.
«Кохелет Раба»
(Толкование на книгу «Екклесиаст»), 5, 14 (56, с.61) — статусы, философские цитаты, мудрость древних 
Почему Тора не была дана в земле Израиля? Для того, чтобы народы мира не могли сказать: «Мы не приняли ее потому, что она была дана в земле Израиля». (…) Всевышний дал Тору в пустыне – в месте, которое не принадлежало никому.
«Мехилта» (Толкование на книгу «Исход»), гл. 5 (93, с.297)
Всевышний позволил, чтобы было о Нем сказано, что Он создал Свой мир за шесть дней и отдыхал на седьмой. Если даже Он, который не знает усталости, позволил, чтобы о нем было так написано, на сколько же больше нужен отдых на седьмой день человеку, про которого сказано: «А человек рожден для забот» (Иов, 5, 7)!
«Мехилта», гл. 7 (93, с.303)
Выпьет человек чашу вина – скромен, как овца; выпьет две – становится храбр, как лев; начинает хвастаться и говорить: «Кто мне подобен?»; выпьет три или четыре – становится как обезьяна: пляшет, поет, сквернословит перед людьми и не ведает, что творит; напьется – становится как свинья: вымазывается глиной и спит в грязи.
«Танхума» (Толкование на Пятикнижие Моисеево) (93, с.143)
Тора учит вежливости. Если человек путешествует в другой стране и у него есть все необходимые припасы, он, тем не менее, (…) должен покупать все, что ему нужно, у местных торговцев, чтобы поддержать торговлю.
«Танхума» (93, с.144)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *