Меню Рубрики

Статусы со смыслом из оригинальных цитат — 41

Неизвестные спартанцы
Однажды, когда самосские послы говорили чересчур долго, спартанцы сказали им: «Первую часть вашей речи мы забыли, а последующую не поняли, так как забыли первую».[1097]

Как-то во время пребывания в Спарте нескольких хиосцев они, пообедав в зале эфоров, оставили на полу следы рвоты и даже справили нужду на кресла, на которых сидели. Спартанцы провели тщательное расследование, не сделал ли это кто из сограждан, но когда выяснилось, что это были хиосцы, то через глашатая объявили: «Хиосцам разрешается гадить».

Агесилай особенно любил детей: дома, играя с маленькими в лошадки, он скакал на палочке. Когда за этим занятием его застал один из друзей, царь попросил его не рассказывать об этом никому, пока сам не станет отцом.[1066]

В битве при Левктре многие спартанцы побежали с поля битвы и, согласно закону, подлежали за это лишению гражданской чести (атимии). Однако эфоры, видя, что город таким образом в момент крайней нужды в воинах потеряет своих мужчин, не знали, как избегнуть атимии и вместе с тем соблюсти законы. Тогда законодателем избрали Агесилая. Придя на площадь народного собрания, он сказал: «Я не согласился бы стать законодателем, чтобы вводить новые законы; и в нынешние я не стану вносить ни сокращений, ни изменений. Наши нынешние законы хороши и должны сохраняться во всей силе… начиная с завтрашнего дня».

Агид II
(V в. до н.э.)
сын Архидама, царь Спарты в 427-402 гг. до н.э.
Лакедемоняне о врагах спрашивают не сколько их, а где они.[1068]

Агид, слыша похвалы элейцам за прекрасное и справедливое устройство олимпийских игр, заметил: «Вот уж, впрямь, великое дело – раз в четыре года блюсти справедливость».[1069] — статусы и цитаты

Один старец жаловался Агиду, уже достигшему преклонного возраста, что старые законы пришли в забвение, а новые – плохи, и что все в Спарте перевернулось вверх дном. Царь рассмеялся и сказал: «Если так, то все идет своим порядком. В детстве я слышал от моего отца, что и в его время все перевернулось вверх дном».[1070]

Анталкид
(? – ок. 370 г. до н.э.)
спартанский флотоводец и дипломат
Когда один софист хотел произнести похвалу Гераклу, Анталкид спросил: «Разве кто-нибудь его порицает?»[1071]

Архидам III
(400—338 гг. до н.э.)
сын Агесилая II, царь Спарты
Кто умеет говорить, знает и время для этого.[1072] — статусы и цитаты

Архидам в Пелопоннесской войне, когда союзники потребовали определить их точные взносы, ответил: «У войны пайков нету».[1073]

Когда кто-то спросил Архидама, сына Зевксидама, кто стоит во главе Спарты, тот ответил: «Законы и власти, действующие по закону».[1074]

После битвы при Херонее Филипп [Македонский] обратился к Архидаму, сыну Агесилая, с письмом, написанным весьма надменно. Тот ответил: «Если ты, царь, измеришь свою тень, то обнаружишь, что она не стала больше, чем была до победы».[1075]

Во время войны с Филиппом некоторые считали более выгодным завязать битву подальше от дома. «Не об этом следует думать, – сказал Архидам, – а о том, чтобы там, где придется сражаться, быть сильнее противника».[1076]

 

Во всех государствах справедливостью считается (…) то, что пригодно существующей власти.[1051] — статусы и цитаты

Справедливость (…) люди ценят из-за своей собственной неспособности творить несправедливость. (Главкон, развивающий у Платона взгляды Фрасимаха).[1052]

Эмпедокл
(ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)
философ, поэт, врач
Акрагантяне едят так, словно завтра умрут, а дома строят так, словно будут жить вечно. (Акрагант – город в Сицилии, родина Эмпедокла).[1053]

Анонимные изречения. Пословицы
Собаки – это хозяйки.[1054]

Когда водой подавишься, чем запивать?[1055] — статусы и цитаты

Ни читать, ни плавать не умеют.[1056]

Божьи не сразу трут жернова, но трут они мелко.[1057]

Жизни ничтожную часть успеваем прожить.[1058] — статусы и цитаты

Посидоний из Апамеи
(ок. 135 – 51 гг. до н.э.)
философ-стоик, основал свою философскую школу на о-ве Родос
Один день образованного человека дольше самого долгого века невежды.[1041]

Править значит не властвовать, а исполнять обязанность.[1042] — статусы и цитаты

Закон должен быть краток, чтобы невеждам легче было его усвоить. Он – как божественный голос свыше: приказывает, а не обсуждает.[1043]

Продик
(ок. 470 – после 400 гг. до н.э.)
софист
Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием.[1044]

Из всех приправ самая лучшая – огонь.[1045]

Страбон
(ок. 64 – 23 гг. до н.э.)
географ и историк
Единственный мудрец – это поэт.[1046]

Клеанф
(331 – ок. 231 гг. до н.э.)
философ-стоик
Желающего судьба ведет, не желающего – влачит.[1027]

Перипатетики [ученики Аристотеля] похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют.[1028]

Всякая наука есть указательница пути и учредительница порядка.[1029] — статусы и цитаты

Кратет
(IV – III вв. до н.э.)
философ-киник
Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на шею, и конец.[1030]

Кратет (…) увидал однажды гуляющего в одиночку юнца и спросил его, что он тут делает один. «Разговариваю с самим собой!» – был ответ. На это Кратет сказал: «Будь осторожен (…): ведь твой собеседник – дурной человек!»[1031]

Критий
(ок. V в. до н.э.)
ученик Сократа, поэт и философ глава «Тридцати тиранов»
Больше хороших людей благодаря воспитанию, чем от природы.[1032] — статусы и цитаты

Лакид Киренский
(?—206 г. до н.э.)
философ
Философа Лакида пригласил к себе пергамский царь Аттал, но Лакид сказал: «На статуи лучше смотреть издали!»[1033]

Геометрией он [Лакид] занялся поздно; кто-то спросил: «Разве теперь время для этого?» – «Неужели еще не время!» – переспросил Лакид.[1034]

Ликург
(ок. 390 – ок. 324 гг. до н.э.)
афинский оратор и государственный деятель
Государство существует, охраняемое личным участием каждого.[1035] — статусы и цитаты

Евбулид из Милета
(конец V – 1-я пол. IV в. до н.э.)
философ мегарской школы
Потеряв один волос, еще не становишься лысым; потеряв второй волос – тоже; когда же начинается лысина?[1015]

Чего ты не терял, то ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат.[1016]

Если лжец говорит «я лгу», он лжет, значит, говорит правду; но если он говорит правду, значит, он лжет (и т. д.).[1017]

Евклид
(рубеж IV – III вв. до н.э.)
математик, работал в Александрии
То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств.[1018] — статусы и цитаты

Нет царского пути в геометрии. (Ответ Евклида египетскому царю Птолемею I, просившему указать ему более легкий путь изучения геометрии.)[1019]

Зенон из Тарса
(III – II до н.э.)
философ-стоик
Уже одно притворство в добродетели незаметно производит стремление и привычку к ней.[1020]

Зенон Элейский
(ок. 490 – 430 до н.э.)
философ-элеат
Легче окунуть в воду мех, наполненный воздухом, чем заставить силой какого-либо хорошего человека совершить что-либо вопреки его воле. Новые фильмы в хорошем качестве на сайте Kinotorrent.online. Только лучшее и любимое. [1021]

Когда тиран [Дионисий, правитель Сиракуз] пытал Зенона Элейского, чтобы он выдал сообщников, тот сказал: «Будь у меня сообщники, ты бы уже не был тираном».[1022]

Мудр – кто знает нужное, а не многое.

Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.

Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза? — статусы и цитаты

Легко счастливому поучать несчастного.

Незавидна участь того, кому никто не завидует.

Страшен брак по принуждению.

Эсхин
(ок. 390 – 314 гг. до н.э.)
афинский оратор
Речи благородного человека, даже если они составлены коряво и безыскусно, будут полезны для слушателей, тогда как речи мерзавца… не принесут слушателям никакой пользы.

Опьянение показывает душу человека, как зеркало отражает его тело.

Разные исторические лица
Алкмеон Кротонский
(рубеж VI – V вв. до н.э.)
врач, философ, ученый
Легче уберечься от врага, чем от друга.[1003] — статусы и цитаты

Андокид
(ок. 440 – 390 гг. до н.э.)
афинский оратор
Следует пользоваться прошедшим как факелом для освещения будущего.[1004]

Антифонт Рамнунтский
(ок. 480 – 411 гг. до н.э.)
афинский оратор
Кормление стариков похоже на кормление детей.[1005] — статусы и цитаты

Болезнь для ленивых есть праздник.[1006]

Аполлоний Родосский
(ок. 300 – после 245 гг. до н.э.)
поэт, ученый-филолог глава Александрийской библиотеки
Ничто не высыхает так быстро, как слезы.

Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе. — статусы и цитаты

Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мною, если исполнится то, чего я ищу, вследствие желания, и – если не исполнится?

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

Величайший плод справедливости – безмятежность. — статусы и цитаты

Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.

Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.

Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.

Привыкай думать, что смерть для нас – ничто; ведь все, и хорошее, и дурное, заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.

Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.

Редко судьба препятствует мудрому. — статусы и цитаты

Эпихарм
(2-я пол. VI—1-я пол. V вв. до н.э.)
сицилийский комедиограф
Мертвым быть – ничуть не страшно, умирать – куда страшней.[994]

Ум и видит, ум и слышит, неразумный глух и слеп.

Большинство людей то бегут смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом.[969]

Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука.[970] — статусы и цитаты

Все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее – трудно достижимо.[971]

Лучше уж верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками, – басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая неизбежность.[972]

Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым.[973]

Жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга.[974]

Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.[975]

В философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение.[976]

Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.[977] — статусы и цитаты

Мы не столько имеем надобность в помощи друзей, сколько в уверенности относительно помощи.[978]

Кто говорит, что все происходит в силу необходимости, тот не может сделать никакого упрека тому, кто говорит, что все происходит не в силу необходимости: ибо он утверждает, что это самое происходит в силу необходимости.[979]

Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.

Благодарность – признак благородства души. — статусы и цитаты

Старайтесь присоединить к красоте прочные качества.

Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.

Истинный друг познается в несчастье.

Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, своим испытанным товарищам, так изменят и новым.

Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.
Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.

Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его.

История – это философия в примерах. — статусы и цитаты

Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.

Хрисипп
(ок. 280 – ок. 204 гг. до н.э.)
философ, ученик Клеанфа, сформировал канон стоического учения, из Сол (Киликия)
Кто раскрывает таинства непосвященным, тот кощунствует. Но первосвященник именно раскрывает таинства непосвященным. Стало быть, первосвященник кощунствует.[952]

Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке.[935]

Добиваться тирании несправедливо, отказаться от нее – опасно.[936] — статусы и цитаты

Страх отнимает память.[937]

Только взаимный страх делает союз надежным.[938]

Все люди склонны совершать недозволенные проступки как в частной, так и в общественной жизни, и никакой закон не удержит их от этого. Государства испробовали всевозможные карательные меры, все время усиливая их. (…) Со временем почти все наказания были заменены смертной казнью. (…) Однако и от этой меры преступления не уменьшились. Итак, следовало бы либо придумать еще более страшные кары, либо признать, что вообще никаким наказанием преступника не устрашить.[939]

Следует на насилие (…) отвечать насилием.[940]

… Война, учитель насилия.[941]

Большинство людей предпочитает слыть ловкими плутами, нежели честными глупцами.[942]

Стрелы ценились бы гораздо дороже, если бы умели отличать людей доблестных. (Ответ пленного афинянина на насмешливый вопрос победителя, были ли павшие в бою людьми доблестными.)[943] — статусы и цитаты

Я упрекаю не тех, кто стремится к господству, а тех, кто слишком поспешно готов этому подчиниться. Ведь человек по своей натуре всегда желает властвовать над теми, кто ему покоряется.[944]

Будущее (…) исполнено неопределенности, но (…) эта обманчивость будущего (…) является величайшим благом.[945]

В человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться.[946]

Надежда по природе расточительна.[947]

Для тирана и для могущественного города, господствующего над другими городами, все, что выгодно, то и разумно.[948]

Если как враг я причинил вам столько бед, то я могу быть полезным другом. (Алкивиад – спартанцам.)[949]

Город – это люди, а не стены.[950]

Когда спартанский царь Архидам спросил Фукидида [представителя знатного афинского рода], кто лучше в кулачном бою – он или Перикл, тот ответил: «Право, не знаю; если даже я собью его с ног, он будет уверять, что не падал, убедит всех присутствующих и победит»

Душа дана [свинье] вместо соли, чтобы мясо ее не испортилось.[953]

Кто-то попрекал его [Хрисиппа], что он не ходит слушать Аристона [Хиосского], как все. «Если бы я делал все, как все, я не был бы философом», – ответил Хрисипп.[954] — статусы и цитаты

[Хрисипп] подкреплял себя множеством выписок: так, в одном сочинении он переписал почти целиком «Медею» Еврипида, и недаром какой-то его читатель на вопрос, что у него за книга, ответил: «Медея» Хрисиппа![955]

Эзоп (Эсоп)
(VI в. до н.э.)
легендарный баснописец, по происхождению фригиец
Когда ты при царском дворе, то все, что ты слышишь, пусть в тебе и умрет, чтобы тебе самому не пришлось безвременно умереть.[956]

С женою будь хорош, чтобы не захотелось ей испытать и другого мужчину.[957] — статусы и цитаты

Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей.[958]

Лучше научиться поздно, чем никогда.[959]

В супружеской жизни жена – твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить.[960]

Живи тем, что у тебя есть, а сегодняшний излишек сохраняй на завтра: лучше добро оставить врагам, чем самому побираться по друзьям.[961]

Плохо придется людям, когда каждый потребует своего.[962] — статусы и цитаты

Одна ласточка весны не делает.

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.

Для людей работа является наслаждением.

Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу, – одно из них непременно не удастся ему.

Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.

Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их.

Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.

Кто хвастает перед тем, кто его знает, заслуженно поднимает себя на смех. — статусы и цитаты

Если тебе не спастись от смерти, умри, по крайней мере, со славой.

Не всегда будет лето.

Эпикур
(341—270 гг. до н.э.)
философ, родился на о-ве Самос
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.[963] — статусы и цитаты

Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги.[964]

Нельзя получить от бесконечной жизни больше наслаждения, чем от того времени, которое мы представляем конечным.[965]

Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах.[966] — статусы и цитаты

Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.[967]

Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых

При философской дискуссии более выигрывает побежденный – в том отношении, что он умножает знания.[981]

Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.[982]

Большие страдания быстро выводят из жизни, а длительные не велики.[983]

Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.[984]

Законы изданы ради мудрых – не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.[985]

Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.[986]

Живи незаметно![987]

Даже под пыткою мудрец счастлив.[988]

Гадания не существует, а если бы оно существовало, то предсказываемое следовало бы считать совершающимся помимо нас.[989]

Эпикур (…) считает худшей душевную боль, потому что тело мучится лишь бурями настоящего, а душа – и прошлого, и настоящего, и будущего. Точно так же и наслаждения душевные больше, чем телесные.[990]

Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.[991] — статусы и цитаты

Никогда не хотел я нравиться народу – ведь народ не любит того, что я знаю, а я не знаю того, что любит народ.[992]

Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным. (Мнение эпикурейцев.)

А рука-то руку моет: дай-ка, и получишь сам.[996]

Что до меня говорили двое, с тем справляюсь я один.[997]

Не говорить ты умеешь, но молчать ты не способен.[998]

Если ищешь чего-нибудь мудрого, то подумай об этом ночью.[999] — статусы и цитаты

Будь трезв и умей сомневаться.[1000]

Эсхил
(ок. 525 – 456 гг.)
афинский драматург-трагик
Удачливый глупец – большое бедствие.[1001]

Мудр знающий не многое, но нужное.[1002]

Скажу открыто: ненавижу всех богов.

Не повышайте голоса, рассказ ведя
Неторопливо. Строгого спокойствия
Пусть будут ваши лица и глаза полны.

Двойною плетью хлещут празднословного. — статусы и цитаты

Любовь, если можно любовью назвать,
Безумной похоти женской власть,
Опасней чудовищ, страшнее бури.

Хоть плохо мне, но это не причина,
Чтоб доставлять страдания другим.

Аристон Хиосский
(III в. до н.э.)
философ-стоик
Хороший царь должен друзьям делать добро, а врагов делать друзьями.[1008] — статусы и цитаты

Аркесилай
(314—241 гг. до н.э.)
философ-платоник
На вопрос, почему из других школ к эпикурейцам ученики перебегают, а от эпикурейцев к другим никогда, он [Аркесилай] ответил: «Потому что из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной нельзя».[1009]

Афинодор из Тарса
(I в. до н.э.)
философ-стоик, учитель императора Августа
Моли богов лишь о том, о чем можно молить во всеуслышанье.[1010]

В гневе (…) ничего не говори и не делай, пока не скажешь про себя все двадцать четыре буквы азбуки.[1011]

Гекатон
(I в. н.э.)
философ-стоик
Хочешь, чтобы тебя любили, – люби.[1012] — статусы и цитаты

Гней Помпей Гемин (Помпей Великий)
(106—48 гг. до н.э.)
римский полководец
О (…) великих людях нужно судить не по сомнительным и слабым местам, а по их многочисленным удачам.[1013]

Гермоген из Тарса
(ок. 160 – ок.230 гг.)
ритор
Общеизвестное изложить по-новому, а новое – общим для всех языком — статусы и цитаты

Зоил
(ок. 400 – ок. 330 гг.)
ритор, автор сочинений «Против Гомера» и «Порицание Гомера»
Зоил из Амфиполя (…) писал против Гомера, против Платона и против других (…). Один ученый спросил его: почему он про всех говорит дурное? А он: «Потому что я хотел бы сделать им дурное, да не могу».[1023]

Калликл
(V в. до н.э.)
философ-софист
Законы (…) устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы.[1024]

Карнеад из Кирены
(214—219 гг. до н.э.)
философ, представитель скептического направления в платоновской школе
[Красота -] владычество без охраны.[1025] — статусы и цитаты

Всем народам, процветающим благодаря своему могуществу, в том числе и самим римлянам, чья власть простирается над всем миром, – если только они пожелают быть справедливыми, то есть возвратить чужое, – придется вернуться в свои хижины и влачить жизнь в бедности и нищете

Трое составляют сущность государственного строя – правитель, судья и частный человек.[1036]

Менедем
(III в. до н.э.)
философ и политический деятель в г. Эретрия (о-в Евбея)
Кто-то говорил, что высшее благо иметь все, чего желаешь; он [Менедем] возразил: «Нет, гораздо выше – желать того, что тебе и взаправду нужно».[1037] — статусы и цитаты

Метродор Хиосский
(IV в. до н.э.)
философ-скептик, ученик Демокрита
Мы не знаем, знаем ли мы что-нибудь или ничего не знаем.[1038]

Парменид из Элеи
(ок. 540 – ок. 480 гг.)
философ и поэт, основатель философской школы элеатов
Мыслить и быть одно и то же.[1039]

Плотин
(204—270 гг.)
философ, основатель неоплатонизма
Любят все, но мучатся не в равной мере; есть такие, которые мучатся особенно. Их-то и называют любящими — статусы и цитаты

Филодем из Гадары
(после 110 – ок. 40 гг. до н.э.)
поэт и философ-эпикуреец
Стихи если и приносят пользу, то не как стихи.[1047]

Слова «хорошо подражать Гомеру и ему подобным» (…) не позволяют считать хорошим само творчество Гомера и ему подобных, – ведь они-то не подражали сами себе![1048]

Филоксен
(ок. 435 – ок. 380 гг. до н.э.)
поэт
Самое вкусное мясо не похоже на мясо, а самая вкусная рыба не похожа на рыбу.[1049] — статусы и цитаты

Фрасимах
(конец V в. до н.э.)
ритор, софист
Устанавливает (…) законы всякая власть в свою пользу.

Многое может случиться меж чашей вина и устами. (Пословица, восходящая к одному из греческих мифов.)[1059]

Спартанцы
Агесилай II
(ок. 422 – ок. 353 гг. до н.э.)
царь Спарты, полководец и дипломат
Трудно быть одновременно и милосердным и рассудительным.[1060] — статусы и цитаты

Жители Малой Азии – никуда не годные свободные граждане, но как рабы они превосходны.[1061]

Храбрость не имеет ценности, если с ней не сочетается справедливость; но если бы все были справедливыми, не было бы нужды в храбрости.[1062]

Получив в Олимпии нужный оракул от Зевса, он [Агесилай] по приказу эфоров должен был обратиться с тем же вопросом и к пифийскому оракулу; и он послал в Дельфы спросить так: «Подтверждает ли Феб [т. е. Аполлон] слова отца своего?»[1063]

Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят.[1064]

Когда некий врач предписал ему [Агесилаю] тщательно разработанный курс лечения, выполнять который было очень трудно, царь воскликнул: «Клянусь богами, нигде не сказано, что мне непременно нужно жить и на все идти ради этого» — статусы и цитаты

Евдамид
сын Архидама, спартанец
Увидев в Академии Ксенократа, уже пожилого человека, обсуждавшего философские вопросы со своими знакомыми, Евдамид, сын Архидама и брат Агида, поинтересовался, кто этот старец. Ему сказали, что это один из тех мудрецов, что заняты поисками добродетели. «Когда же, – спросил Евдамид, – он воспользуется ею, если теперь он ее только ищет».[1077]

Еврикрат Анаксандр
спартанец
Когда кто-то спросил Еврикрата Анаксандра, почему спартанцы не держат деньги в общественной сокровищнице, тот ответил: «Чтобы не совращать тех, кто будет ее охранять».[1078]

Клеарх
(? – 401 до н.э.)
спартанский полководец, начальник греческих наемников в войске Кира Младшего
Солдат должен бояться своего начальника больше, чем врагов.[1079] — статусы и цитаты

Леонид I
(ок. 507 – 480 гг. до н.э.)
спартанский царь, погиб в битве при Фермопилах
Когда кто-то сказал Леониду, что он ведет в бой слишком мало людей, он ответил: «Слишком много – ведь они обречены на смерть».[1080]

Когда жена во время отъезда спросила его [Леонида], не скажет ли он ей чего-нибудь на прощанье, он сказал, обернувшись: «Желаю тебе доброго мужа и добрых детей».[1081]

Когда во время боя [при Фермопилах] кто-то воскликнул: «Из-за варварских стрел не видно солнца», – Леонид сказал: «И хорошо, будем сражаться в тени».[1082] [Один из спартанцев] сказал: «Варвары уже рядом». Леонид ответил: «Стало быть, и мы рядом с ними».[1083] [Леонид] приказал своим воинам завтракать, объявив, что обедать они будут уже в Аиде.[1084] — статусы и цитаты

Ликург Лакедемонский
(IX – VIII вв. до н.э.)
легендарный спартанский законодатель
Ликург Лакедемонский советовал согражданам заботиться о своих прическах: прическа делает красивых еще красивее, а некрасивых еще страшнее врагам.[1085]

Человеку, который предлагал установить в городе демократию, он [Ликург Лакедемонский] сказал: «Сперва установи демократию в своем доме».

Лисандр
(? – 395 г. до н.э.)
спартанский полководец
Когда ему [Лисандру] говорили, что потомкам Геракла не подобает добиваться побед при помощи хитрости, он отвечал на эти упреки презрительным смехом. «Где львиная шкура коротка, там надо подшить лисью», – говорил он.[1087] — статусы и цитаты

Лисандр (…) советовал (…) обманывать взрослых людей клятвами, как детей игральными костями.[1088]

Лакедемонянин Лисандр делал выговор (…) солдату, сошедшему [во время похода] с пути. Когда тот сказал, что отошел от отряда без цели что-либо похитить, Лисандр ответил: «Я хочу, чтобы ты даже не походил на пытающегося пограбить».[1089]

Павсаний
(ок. 510 – ок. 470 гг. до н.э.)
спартанский полководец
Один врач сказал Павсанию: «Ты стал стар». – «Потому, – отвечал царь, – что не лечился у тебя».[1090]

Педарит (Педарет)
спартанский военачальник, участник Пелопоннеской войны
Педарит, не избранный в число трехсот [лучших воинов], ушел, сияя и радуясь, что в городе есть триста человек лучших, чем он.[1091]

Плистарх
(V в. до н.э.)
сын Леонида, царь Спарты в 480-459 гг. до н.э.
Плистарху передали, что один очень злоязычный человек отзывается о нем хорошо. «Уж не сказал ли ему кто-нибудь, – удивился Плистарх, – что я умер?»[1092] — статусы и цитаты

Полистратид
спартанец
Полистратид с товарищами прибыли посольством к полководцам персидского царя; те осведомились, явились ли они по частному делу или от лица государства. «Если все будет ладно – от лица государства, если нет – по частному делу», – ответил Полистратид.[1093]

Феарид
мегалополитанец
Как-то Феарид точил свой меч. Его спросили, достаточно ли он остер. «Острее злословия», – ответил он.[1094] — статусы и цитаты

Феопомп
спартанец
Феопомп первым из царствовавших в Спарте разделил власть с пятью эфорами. Когда его после этого бранила жена, укоряя, что он-де передаст детям меньше власти, нежели унаследовал сам, он возразил: «Да, меньше, но настолько же и прочнее!»

Какой-то юноша не уступил (…) места [знаменитому полководцу Деркеллиду] и сказал так: «Ты не родил сына, который бы в свое время уступил место мне».[1099] — статусы и цитаты

[Спартанец], которого хороначальник поставил в хоре с самого краю, (…) сказал: «Молодец, что придумал, как и это место сделать почетным!»[1100]

Спартанка, вручая сыну шит, внушала ему: «Или с ним, сын мой, или на нем».

Мать сказала сыну, которого обвиняли в преступлении: «Сын мой, уничтожь или обвинение, или себя».[1102] — статусы и цитаты

Когда сыновья одной спартанки, бежав с поля сражения, явились к ней, она сказала: «Трусливые рабы! Куда вы бежите? Может, хотите спрятаться здесь, откуда появились на свет?» И с этими словами она задрала платье.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *