Меню Рубрики

Статусы со смыслом из оригинальных цитат — 44

В жизни (…) всегда надо уметь выбирать средний путь, избегая крайностей; в этом – высшее счастье человека.[627]

Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – с самим собой.[628]

Победа над собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыдней и хуже.[629]

Хороший законодатель (…) станет устанавливать законы, касающиеся войны, ради мира, а не законы, касающиеся мира, ради военных действий.[630]

Закон – владыка над правителями, а они – его рабы.[631]

Любящий слеп по отношению к любимому.[632]

Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.[633]

В серьезных делах надо быть серьезным, а в несерьезных – не надо.[634]

Человек (…) это какая-то выдуманная игрушка бога (…). Этому-то и надо следовать (…). Надо жить играя.[635]

Без смешного нельзя познать серьезного. — статусы и цитаты

Самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять.[608]

Мусическое [музыкальное] искусство (…) всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает.[609] [В государствах] заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.[610]

Не бывает потрясения в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов.[611]

В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети – тоже, да и все их воспитание будет общим.[612]

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо (…) нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, (…) до тех пор (…) государствам не избавиться от зол.[613]

… Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. (…) Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине (…). Разве ты думаешь, что (…) люди что-нибудь видят, (…) кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? (…) Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, – это подъем души в область умопостигаемого.[614] — статусы и цитаты

Есть два рода нарушения зрения (…): либо когда переходят из света в темноту, либо из темноты – в свет. То же самое происходит и с душой.[615]

Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви.[616]

Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.[617] — статусы и цитаты

Когда появляется тиран, он вырастает (…) как ставленник народа.[618]

Первой его [тирана] задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. (…) А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения. — статусы и цитаты

Прежде всего не теряй самоуважения!

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Как старинное вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Пьянство есть упражнение в безумстве. — статусы и цитаты

Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях – до совершенной потери ума.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него горьких слез.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость. — статусы и цитаты

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Статую красит вид, а человека – деяния его. — статусы и цитаты

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Делай великое, не обещая великого.

Мудрецом, по его [Пифагора] словам, может быть только бог, а не человек. (…) А философ [«любомудр»] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.[581]

Жизнь (…) подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины.[582]

Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.[583]

У друзей все общее, и дружба есть равенство.[584] — статусы и цитаты

Дружба есть равенство.[585]

Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.[586]

Уходя на чужбину, не оборачивайся.

Сговора держись. Тайн не выдавай.

Наказывай не только за проступок, но и за намерение. — статусы и цитаты

К друзьям и в несчастье будь неизменен.

В усердии – все.

Перикл
(ок. 490—429 до н.э.)
афинский стратег, вождь демократической группировки
Юношество, погибшее на войне, – как изъятая из года весна.[573] — статусы и цитаты

У алтаря кончаются права дружбы, сказал Перикл, отказываясь от участия в ложной клятве.[574]

Перикл, избираемый стратегом, всякий раз, надевая военный плащ, говорил себе: «Осторожней, Перикл: ты начальствуешь над свободными людьми, и к тому же над эллинами, и к тому же над афинянами».[575]

Однажды, когда он [Перикл] вместе с Софоклом участвовал в морской экспедиции в должности стратега и Софокл похвалил одного красивого мальчика, Перикл ему сказал: «У стратега, Софокл, должны быть чистыми не только руки, но и глаза».

Для человека нет ничего хуже печали. — статусы и цитаты
Много вина – мало ума.

Обилие выпитого вина ведет к болтливости.

Выше высокомерия нет гнуснее порока.

Не будь сварливым и неуживчивым, такие люди никогда не выходят из нищенского состояния.

Презирай распущенных людей, закосневших в пороке. Их нельзя исправить, как нельзя обуздать ветер.

Не следует ежедневно есть хлеб у того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он специально для тебя ничего не тратит, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что накопил за месяц, а потом тебя будут мучить угрызения совести.

Никто не хочет быть в родстве с нищим. — статусы и цитаты

Решив жениться, расспроси соседа, уже женатого.

Если собираешься жениться, то прежде разузнай, каков язык той женщины, которую ты себе выбрал в жены. Языкастая жена – это сущий ад.

Если хочешь прожить без печали, не женись.

Мгла солнцу наносит вред, а распутная жена имуществу мужа своего.

Никогда не обвиняй ложно жены своей.

Плохой муж – горше смерти.
Добрая жена в доме как муравей, а злая жена как дырявая бочка.

Злая жена – навсегда печаль.

Женские ссоры выжигают весь дом. — статусы и цитаты

Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень.

Множимое языками причиной бывает бед.

Никакого порока нет злей клеветы: чужой поступок обсуждая, клеветник на себя принимает позор.

Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице.

Лучше встретить зло лицом к лицу, чем думать о нем. — статусы и цитаты

Блажен тот, кому повезет с верным другом.

Никакое добро не лучше друга.

Выявит друга время, как злато – огонь.

Желая быть верным, имей и верных друзей.

Не избегай друга, в беде находящегося.

Благородство нужно, чтобы друзьям служить. — статусы и цитаты

Многие – угощенью друзья, а не дружбе.

Даже во гневе тайны друга своего не открывай.

Если ты направился к другу в гости, то вид его детей, еще до того как ты зашел в дом, скажет тебе, почитаем ли ты своим другом. Если дети встретят тебя радостно, можешь быть уверен, что друг любит тебя и ты ему дорог. Но если его дети не вышли тебе навстречу, значит твой друг не желает тебя видеть. Тогда повернись и, не раздумывая, возвращайся домой. — статусы и цитаты

Жить только для себя не значит жить.

Власть придает словам отпечаток правды.

Не во всем и не всем нужно верить.

В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина.

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым.

Со временем всякая правда обнаружится.

Не исследуй темного, если ты пренебрег ясным.

Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы, но когда надо избегать промахов, мы не более как дети.

Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние. Сильно страдая, он только себя истязает, а покойнику нет от этого никакой пользы. Тот, кто умен, со слезами провожает умершего на кладбище, но, предав его земле, изгоняет из сердца скорбь. Он вспоминает, что и сам смертен, что и ему уготована та же участь.

Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается. — статусы и цитаты

Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.

Пока ты счастлив, у тебя есть друзья среди людей, есть друзья и среди богов; последние охотно выслушивают твои просьбы. Но случись с тобой несчастье, с тобой перестанут водить дружбу; с переменой счастья все разом становятся во враждебные отношения к тебе.

Красоте присуще столь многое, что и для тех, кто придет на смену нам, всегда найдется, о чем сказать во славу красоты.

Начало – половина всего.

Много дружеских связей расторгнуто, много домов обращено в развалины – доверием к клевете.

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, – мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.

Брак обеспечивает необходимую преемственность рода человеческого.

Ты делаешь из мухи слона.

Слушай и молчи.

Менандр
(ок. 342 – ок. 297 гг. до н.э.)
драматург, из Афин
Богов любимцы умирают юными.[559] — статусы и цитаты

Как можется, живем, а не как хочется.[560]

И у богов, похоже, суд неправедный.[561]

Как из машины бог, ты появляешься.[562] — статусы и цитаты

Умел он [император Юлиан] делать зараз три дела, именно слушать, говорить и писать.[539]

Человек существо ненасытное и неблагодарное.[540]

Приходится более восхищаться законностью данной власти, чем ее обширностью.[541] — статусы и цитаты

Лукиан
(ок. 120 – ок. 190 гг.)
оратор и писатель, мастер сатирического диалога, из Самосаты (Сирия)
В пляске каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного движения. Поэтому митиленец Лесбонакт (…) прозвал танцоров «мудрорукими».[542]

Знающий целое может знать и его часть, но знающий часть еще не знает целого. (…) Мог бы Фидий, увидавший львиный коготь, узнать, что он – львиный, если бы никогда не видал льва целиком?[543]

Жизнь коротка, а наука долга.[544]

Кормилицы (…) говорят о своих питомцах, что надо их посылать в школу: если они и не смогут научиться там чему-нибудь доброму, то, во всяком случае, находясь в школе, не будут делать ничего плохого.[545]

Среди мертвецов равноправие.[546]

Похвала приятна только тому, кого хвалят, остальным же она надоедает.[547] — статусы и цитаты

Воины, предавшиеся грабежу, сами становятся добычей.[528]

Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным.

Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них. — статусы и цитаты

Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.

Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.

Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы.

Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно – не иметь ни одного друга и менять многих друзей.

Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.

Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, – а в несчастьях – без приглашения, сами по себе.
Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.

К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. — статусы и цитаты

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.

Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания… взирают спокойно и равнодушно. — статусы и цитаты

Ксенократ Халкедонский
(ок. 396—314 гг. до н.э.)
греческий философ, ученик Платона
Одному человеку, который не знал ни музыки, ни геометрии, ни астрономии, но желал стать его учеником, он [Ксенократ] ответил так: «Ступай прочь: тебе не за что ухватить философию!»[517]

Жалеть о сказанном мне приходилось, о несказанном – никогда.

Ксенофан
(ок. 570—478 гг. до н.э.)
поэт и философ, основатель школы элеатов, из Колофона (Малая Азия)
Если бы руки имели быки и львы или кони, (…)
Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих
Образы рисовали богов.[518]

Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст тебе репутацию надменного человека, сосредоточенность же – рассудительного.[498]

Остерегайся клеветы, даже если она лжива, ибо большинство людей истины не знает, в своих суждениях же следует за молвой.[499]

Упражняй себя добровольными трудами, чтобы при случае быть в состоянии переносить и вынужденные.[500]

Многие сочувствуют своим друзьям в их несчастье, в счастье же – завидуют.[501] — статусы и цитаты

Будь доволен тем, что есть, однако стремись к лучшему.[502]

Никого не попрекай неудачей, ибо судьба распоряжается всеми, и будущее неизвестно.[503]

Часто, задев кого-либо словами, люди расплачиваются за это делами.[504]

С кем хочешь подружиться, о тех отзывайся с похвалою перед людьми, которые могут передать о твоих словах. Ведь похвала – начало дружбы, поношение же – вражды.[505] — статусы и цитаты

Невоздержанный язык – худшее из зол.

О Зевс! Зачем ты дал людям верные признаки отличить настоящее золото от поддельного, тогда как у человека нет на теле ни одной приметы, по которой можно было бы узнать мерзавца.

От подношений и боги становятся сговорчивыми.

Когда двое говорят и один из них сердится – тот, кто уступает, – умнее.

От дара подлых рук добра не жди.

Люди морочат не только друг друга, но еще и самих себя.[477]

Учиться трудно, но еще трудней переучиваться.[478]

Время во всем лучший судия.[479]

Почти у всех людей душа так глубоко извращена жаждой славы, что им желанней слышать, как на всех углах кричат об их ужасных несчастьях, нежели остаться безвестными.[480]

Люди (…) страстно жаждут, чтобы как можно больше было о них разговоров, а каких именно – это им все равно.[481] — статусы и цитаты

Из людей Гомер был самым отчаянным вралем и, когда лгал, проявлял не меньше спокойствия и важности, чем когда говорил правду.[482]

Большинство людей (…) ничего не знает в точности, а только повторяет, что твердит молва, даже если они современники событий; что же до следующего и третьего поколений, то уж они и вовсе ни о чем не имеют понятия и, что им ни скажут, все охотно принимают на веру.[483]

Коль скоро что-то немыслимое было однажды усвоено, то уже становится немыслимо не верить этому.[484]

Поистине, род человеческий готов лишиться чего угодно, но не голоса и речи; в этом одном уже неизмеримое его богатство.

Если от грязных ног, идущих по глине и кучам мусора, вред невелик, то от невежественного языка немалый урон бывает слушателям.

Дионисий Галикарнасский
(ок. 60 – ок. 5 гг. до н.э.)
ритор и историк, долго жил и преподавал в Риме
Во всяком деле перемена – приятная вещь.[485]

В разнообразии перемен красота остается вечно новой.[486]

У лучших прозаиков и поэтов достоинства речи бывают одни и те же.[487] — статусы и цитаты

Стиль – это человек.[488]

В сомнительных случаях время – лучший истолкователь.[489]

История – это философия в примерах.[490]

Его безыскусственность (…) крайне искусственна. (О риторе Лисии.)[491]

Еврипид
(ок. 480—406 гг. до н.э.)
афинский драматург-трагик
Не верь женщине, даже если она говорит правду.[492] — статусы и цитаты

Существует ли более сильное и более мучительное страдание, чем бегство из родной страны?

От малой искры до пожара
Людей язык доводит…

Не может быть добрым рожденный от злого отца.

У истинных друзей все общее.

Лишь ласковый имеет дар пленять.

Прекрасно сказано, что в споре двух сторон суд обе стороны обязан выслушать.

Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние.

Звание свободного человека дороже всего. — статусы и цитаты

Зенон Китийский
(ок. 336—264 гг. до н.э.)
философ, основатель школы стоиков, родился на Кипре, учился и преподавал в Афинах
Школьные учителя выживают из ума оттого, что вечно возятся с мальчиками.[493]

Обладает добродетелью лишь тот, кто постоянно ею пользуется.[494]

Все хорошие люди – друзья друг другу.[495] — статусы и цитаты

Однажды он [Зенон] порол раба за кражу. «Мне суждено было украсть!» – сказал ему раб. «И суждено было быть битым», – ответил Зенон.[496]

Ион Хиосский
(ок. 490—422 гг. до н.э.)
поэт
Юноша! Скромно пируй и шумную Вакхову влагу
С трезвой струею воды, с мудрой беседой мешай.

Исократ
(436—338 гг. до н.э.)
афинский оратор и публицист, учитель Демосфена, основатель знаменитой школы красноречия в Афинах
Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься.

Обдумывай решения медленно, приводи их в исполнение быстро.[506]

Если намерен посоветоваться с кем-нибудь по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными.[507]

Повинуйся царским законам, однако самым сильным законом считай царскую волю.[508]

У многих язык опережает мысль.[509] — статусы и цитаты

[Совет правителю:] Не делай ничего в гневе, однако делай вид, что ты раздражен, когда тебе это удобно.[510]

Так относись к более слабым государствам, как ты хотел бы, чтобы более сильные относились к тебе.[511]

В Афинах для приезжего всегда праздник.[512]

Малым государствам можно прибегать к любому способу, чтобы выжить.[513]

Наши мирные договоры бессмысленны: мы не прекращаем, а лишь откладываем войны.[514] — статусы и цитаты

Не будет между нами согласия до тех пор, пока мы не найдем себе общего врага.[515]

Исократ, когда его на пирушке попросили сказать что-нибудь, (…) [ответил:] «В чем я силен, это сейчас не ко времени, а что сейчас ко времени, в том я не силен».[516]

Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.

Ученость – это сладкий плод горького корня.

Эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми, мидяне и персы – также подобными самим себе.[519] [Бог] весь зрение и весь – слух (…); и он весь – ум, разумение и вечность.[520]

Все есть бог.[521]

С тиранами нужно говорить или как можно меньше, или как можно слаще.[522]

Эмпедокл однажды сказал (…), что невозможное дело – найти мудреца. «Конечно, – ответил Ксенофан, – ведь нужно самому быть мудрецом, чтобы найти мудреца».[523] — статусы и цитаты

Ксенофонт
(ок. 430—354 гг. до н.э.)
историк и писатель, ученик Сократа, из Афин
Нельзя просить у богов победы в кавалерийском сражении тем, кто не умеет ездить верхом.[524]

Предводитель должен отличаться от подчиненных не роскошным образом жизни, а трудолюбием и умением предвидеть события.[525]

Трудно прокормить одного бездеятельного человека, еще труднее прокормить целое семейство, но труднее всего содержать войско, проводящее время в праздности.[526] — статусы и цитаты

Тот, кто намерен добиться победы [на войне], должен стать коварным, скрытным, хитрым, лукавым, вором и грабителем.

Если люди трусят, то чем больше их, тем более ужасному и паническому страху они поддаются.[529]

Кир (…) считал (…) совершенно нелепым, если полководец, желая дать какое-нибудь распоряжение, будет приказывать так, как это делают у себя дома некоторые из господ: «Пусть кто-нибудь сходит за водой» или «Пусть кто-нибудь нарубит дров». (…) При таких приказаниях все только смотрят друг на друга, но никто не берется выполнять распоряжение, все виновны, но никто не стыдится (…). Вот по этим-то причинам он и называл по имени всех, кому отдавал какое-либо приказание.[530]

Убеждение, что ими пренебрегают, делает хороших воинов малодушными, а дурных – более наглыми.[531]

Оружие (…) уравнивает слабых с сильными.[532]

Великое дело – завладеть властью, но еще более трудное – однажды захватив, сохранить ее за собой.[533]

Счастье доставляет тем больше радости, чем больше потрудишься, прежде чем достигнешь его. Ведь труд – приправа к счастью.[534]

Не так страшно не достичь счастья, как горько лишиться уже достигнутого.[535] — статусы и цитаты

У царя много очей и много ушей. А если кто думает, что у царя есть только одно избранное око, то он ошибается.[536]

Либаний
(314—393 гг.)
глава ораторской школы в Антиохии
Молва определяет нравы.[537]

Добродетель – выгодна.

Да будет мой историк таков: (…) справедливый судья (…), чужестранец, пока он пишет свой труд, не имеющий родины.[548]

Лучше, когда мысли мчатся на коне, а язык следует за ними пешком, держась за седло и не отставая при беге.[549]

Невежество делает людей смелыми, а размышление – нерешительными. (Перефразированный Фукидид.)[550]

Только раз в жизни римляне бывают искренни – в своих завещаниях.[551] — статусы и цитаты

Количеством нужд дети превосходят взрослых, женщины – мужчин, больные – здоровых. Короче говоря, всегда и везде низшее нуждается в большем, чем высшее. Вот почему боги ни в чем не нуждаются, а те, кто всего ближе стоит к богам, имеют наименьшие потребности.[552]

Где надежды значительнее, там всегда и зависть губительнее, и ненависть опаснее.[553]

Ненавижу тех, кто помнит, что было на пиру.[554]

Дым отечества (…) светлее огня на чужбине.[555]

«Что такое люди?» – «Смертные боги» – «А что такое боги?» – «Бессмертные люди».[556] — статусы и цитаты

Сама забота не без отрады, так как доставляет некоторое занятие. Что бы мы делали, не имея никого, о ком позаботиться?[557]

Огонь не потухает оттого, что от него зажгут другой.[558]

Следует класть на язык свой печать, чтоб слова не молвить
Лишнего, – пуще богатства надо слова охранять.

Не речью убеждают, а характером.[563] — статусы и цитаты

Бог совершает все, храня молчание.[564]

Ошибки совершать всем людям свойственно.[565]

Да, время – лучший лекарь неизбежных зол.[566]

Нет в мире ничего отважней глупости.[567]

Соображаешь слабо, крепко выпивши.[568]

Женитьба (…) зло, но зло необходимое.[569]

Говорят, кто-то из друзей сказал Менандру: «Дионисии на носу, Менандр, а ты не написал комедии?» Менандр же ответил: «Клянусь, я как раз написал. Комедия придумана, остается только стихи сочинить».[570]

Как великолепен человек, если это человек настоящий!

Время залечивает все раны.

Живет лишь тот, кто не для одного себя живет. — статусы и цитаты

Способно мудрое слово печаль врачевать.

Да, слово – врач страданий человеческих,
Что в силах душу из недуга вызволить.

И в бурьяне бывает красивый цветок, и у простых людей – мудрое слово. — статусы и цитаты

Тех избегай, кто откровенен в словах.

Глубокий смысл в невысказанных словах.

Паче всего приучись сдерживать язык.

Молчание может быть самым тяжким обвинением.

Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. — статусы и цитаты

Презирай болтуна, который прерывает собеседника, желая обязательно вставить слово.

Душе израненной доброе слово – лекарство.

Добро говорящему ничего враждебного слову его не предпринимай.

Дурной человек в речах познается.

Нет ничего сильнее слова.

И друзей, и недругов нужно судить равной мерой. — статусы и цитаты

Друга своего хваля, себя хвалишь.

Во вражде друг ничем не отличается от врага.

Не радуйся кончине врага, ибо все люди смертны и ждет их дом вечности. Если есть у тебя враг, не моли Бога о его кончине, ибо, умерев, он ускользнет от всех земных зол. Молись, чтобы он обеднел, остался жив и всю жизнь стонал от горя.

Гляди на женские нравы, но не подражай им.

Не красота всякой женщины – золото, но ум и молчание. — статусы и цитаты

Любовь растет от ожиданья долгого
И быстро гаснет, быстро получив свое.

Гнев любящего недолог.

Ссоры любящих длятся недолго.

Взаимная любовь скрепляется детьми.

Хорошую жену нелегко сыскать.

Родителей всегда почитай наравне с Богом. — статусы и цитаты

Когда ссорятся братья, не иди к ним и не пытайся их рассудить. Стой в стороне и не вмешивайся в их дела. Родные братья снова помирятся, а тебя возненавидят в сердце своем.

Если сын твой вышел из отроческого возраста дерзким и бесстыжим, склонным к воровству и лжи, сделай его гладиатором. Дай ему в руки меч или нож и молись Богу, чтобы он скорее был растерзан зверьми или убит. Ибо если он останется в живых, то из-за его пороков ты погибнешь. Не жди от него ничего хорошего. Плохой сын пусть лучше умрет.

Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит.

Благодарность приятна вовремя.

Когда ты наполнил свой живот вином, удались прочь. Неужели чревоугодие не позволит тебе оставить собрание друзей?

Побеждает всегда подстрекатель. — статусы и цитаты

Никогда не помни прежних обид.

Нет ничего ужаснее гнева.

Умеющий гнев сдержать, позорных дел никогда не совершит.

Скитальца и нищего встретив, не обходи.

Будучи юным, повинуйся старшим.

Старость не высмеивай – ведь ты идешь к ней. — статусы и цитаты

Панэтий (Панэций) Родосский
(ок. 180—100 гг. до н.э.)
философ-стоик
Нестойкую душу нельзя вверять ни вину, ни красоте, ни лести, ни другим соблазнительным приманкам.

Периандр
(ок. 660 – ок. 585 гг. до н.э.)
тиран (правитель) Коринфа
На вопрос, почему он остается тираном, он [Периандр] ответил: «Потому что опасно и отречение, и низложение».[571]

Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью.[572]

Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.

Наслаждение бренно – честь бессмертна. — статусы и цитаты

В счастье будь умерен, в несчастье разумен.

Почему правитель боится оставить власть? – Потому что опасно и отречение, опасно и низложение.

Умирая, он [Перикл] сказал в похвалу себе, что никому из афинян не пришлось надеть из-за него траур.[577]

Рождение – благо для тех, кто своими делами оставит вечную о себе память. — статусы и цитаты

Пиндар
(ок. 518—442 или 438 гг. до н.э.)
поэт-лирик
Непоколебимое основание государства – справедливость.

Склонность к ссоре, поношению и зависти – спутник пустых людей.

Пифагор
(VI в. до н.э.)
философ, математик, религиозный и политический деятель, основатель пифагорейской школы, родился на о-ве Самос
Числу все вещи подобны.[578]

Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.[579]

Гармония есть (…) согласие разногласного. — статусы и цитаты

[Пифагор] запрещает молиться о себе, потому что, в чем наша польза, мы не знаем.[588]

Жизнь человеческую он [Пифагор] разделял так: «Двадцать лет – мальчик, [еще] двадцать – юнец, [еще] двадцать – юноша, [еще] двадцать – старец».[589]

«Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай.[590]

«Уходя, не оглядывайся», то есть перед смертью не цепляйся за жизнь.[591] — статусы и цитаты

«Будь с теми, кто ношу взваливает, не будь с теми, кто ношу сваливает», – этим он велел поощрять людей не к праздности, а к добродетели и к труду.[592]

Без ума человек не познает ничего здравого, ничего истинного и даже не способен ничего уловить какими бы то ни было чувствами, – только ум сам по себе все видит и все слышит,прочее же и слепо и глухо.[593]

Где (…) необходимость, там и возможность.[594]

Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым, и не будем честными с честными и злыми со злыми.[595]

Если совершается с удовольствием постыдное, то удовольствие проходит, а стыд остается; если же совершается с усилием достойное, то усилие проходит, а достойное остается.[596]

Чаще теряют меру в питье, чем в еде.[597] — статусы и цитаты

Пифагор запрещает без приказания полководца, то есть божества, оставлять свой сторожевой пост, покидая жизнь. (О самоубийстве).[598]

Среди говорящих тварей есть боги, есть люди, а еще есть Пифагор.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь. — статусы и цитаты

Все исследуй, давай разуму первое место.

Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое.

Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.

Одно и то же, что от полыни горечь отнять и что у слова дерзость отсечь.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. — статусы и цитаты

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить. — статусы и цитаты

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

Платон
(427—347 гг. до н.э.)
афинский философ, ученик Сократа
Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз.[600]

Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.[601]

Я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы и что тело – наша могила.[602] [Единоличных правителей] власть толкает (…) на самые тяжкие и нечестивые проступки. (…) Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных.[603]

Трудно (…) и потому особенно похвально – прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость.[604]

Не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим.[605] — статусы и цитаты

Если первое благо – быть справедливым, то второе – становиться им, искупая вину наказанием.[606]

Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам – не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства.

Самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов.[620] — статусы и цитаты
Какой-то страшный, дикий и беззаконный вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными; это-то и обнаруживается в сновидениях.[621]

Нет более жалкого государства, чем управляемое тиранически, и более благополучного, чем то, в котором правят цари.[622]
Нельзя ценить человека больше, чем истину.[623] — статусы и цитаты
[О поэзии, не приносящей пользу государству:] Мы выслали ее из нашего государства.[624]

Добродетель не есть достояние кого-либо одного, почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это – вина избирающего, бог не виновен.[625]

Несправедливые люди при всей их ловкости действуют как те участники забега, которые в один конец бегут хорошо, а на дальнейшее их не хватает; сперва они бегут очень резво, а под конец делаются посмешищем и, не добившись венка, уходят с поникшей головой и повесив нос. Между тем подлинные бегуны достигают цели, получают награды и увенчиваются венками; не так ли большей частью случается и с людьми справедливыми?

Как говорят каменщики, большие камни не ложатся хорошо без малых.[637]

Человека [совершившего преступление из-за страстей] правосудие постигнет не за совершенное деяние – ведь свершившееся никогда уже не сможет стать несвершившимся, – но ради того, чтобы в будущем он (…) возненавидел несправедливость, – а также чтобы возненавидели ее все те, кто видел суд над ним.[638]

С ума сходят многие и по-разному.[639] — статусы и цитаты

Поэт – существо легкое, крылатое и священное; и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка. (…) Ради того бог и отнимает у них рассудок и делает своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишенные рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подает свой голос.[640]

О, если бы (…) большинство способно было делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало.[641]

Воздавать злом за зло, как этого требует большинство, (…) несправедливо.[642] — статусы и цитаты

Бесстрашное существо и существо мужественное – это не одно и то же. (…) Мужеству и разумной предусмотрительности причастны весьма немногие, дерзкая же отвага и бесстрашие, сопряженные с непредусмотрительностью, свойственны очень многим – и мужчинам, и женщинам, и детям, и животным.[643]

Величайшая дружба существует между крайними противоположностями. (…) Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного.[644] — статусы и цитаты

[Об отцах и матерях павших воинов:]Надо (…) не причитать вместе с ними, ибо не надо ничего добавлять к их печали (…), а, наоборот, следует ее исцелять и смягчать, напоминая им, что (…) молили они богов не о том, чтобы дети их стали бессмертными, но о том, чтобы они были доблестными и славными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *