Меню Рубрики

Путешествие в Бильбао (Испания)

Бильбао, расположенный в нижнем течении реки Нервъон, ялвяется важным индустриальным, портовым и экономическим центром не только Страны Басков, но и всей Испании. А со времени появления знаменитого музея — еще и мировым туристическим объектом.

Путешествие в Бильбао (Испания)

 

Близость к реке и морю определила счастливую судьбу города, который из портовой деревушки превратился в один из экономических центров Испании. О происхождении названия города идут споры, однозначно лишь то, что оно связано с водой, ведь рядом с Бильбао устья рек Нервьон, Ибайсабаль и Кадагуа. — что посмотреть в Бильбао (Испания)

Современный Бильбао, занимающий с пригородами (Баракаль-до, Гечо, Лехона, Гальдакано, Ба-саури и др. Гран-Бильбао) почти половину Басконии, вырос из маленькой рыбацкой деревни. Портовое селение появилось в удачном для промысла и торговли месте: в устье реки Нервьон, впадающей в Бискайский залив Атлантического океана. Сегодня это бережно охраняемый район большого города — Старый Бильбао.

Удачное местоположение не могло остаться незамеченным. Находится все больше свидетельств того, что еще в древности в этом районе селились люди. В окрестных горах найдены развалины поселений III-II вв. до н. э., а некоторые историки считают, что на месте старого поселка Бильбао существовал древний город, упоминаемый еще s текстах римского писателя Плиния Старшего (2379 гг.) и великого ученого древности Птолемея {87-165 гг.). Под одной из церквей города были обнаружены остатки крепостных стен XI в. Каждая подобная находка прибавляет века к официальной дате рождения города 15 июня 1300 г., делая его и без того славную историю глубже и богаче.

В 1300 г за селением на Атлантическом побережье Испании закрепили статус города. Это произошло по инициативе правителя Бискайи дона Диего Лопеса де Аро V (1250-1310 гг.), который решил развивать и укреплять исторически сложившийся порт А 4 января 1301 г его решение было подтверждено и поддержано королем Фердинандом IV Кастильским (12851312 гг.). Диего Лопес возвел новую часть города на правом берегу реки. — что посмотреть в Бильбао (Испания)

Растущему торговому центру были даны новые земли и привилегии, которые ускоряли его развитие, а также защищали от вражеских набегов и междоусобиц. Крайне важным для его роста стало изменение маршрута Пути Святого Иакова (Эль Камино де Сантьяго): с 1315 г эта паломническая дорога к мощам апостола в испанском городе Сантьяго-де-Компостела проходила через Бильбао. Маршрут соединял многие города севера Испании и способствовал в эпоху Средневековья распространению всевозможных новшеств. Путь Святого Иакова внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Путешествие в Бильбао (Испания)

В 1511 г королева Кастилии Хуана (Жуана) I Безумная (1479-1555 гг.) учредила здесь Морское консульство юридический орган, решавший правовые вопросы речной и морской торговли, которая к тому времени велась со странами Европы (в том числе и с Великобританией) и устанавливалась с Америкой. Прогрессивные технические новинки со всего мира оказывались первым делом в этом центре. Даже своя типография здесь появилась раньше, чем во многих других городах Испании. А в 1596 г в ней уже была отпечатана первая в городе книга на баскском языке. Был перестроен собор Святого Иакова (который в 1949 г стал кафедральным) и проведены новые дороги — всего их стало семь, что так и осталось в названии исторического центра города, который зовут районом «Семи дорог».

В 1602 г Бильбао завоевал еще одну административную вершину, получив статус столицы провинции Бискайя. В XVII в. процветанию города способствовало обнаружение в окрестностях железных руд, торгуя которыми с Англией и Голландией, Бильбао избежал крупного экономического кризиса, охватившего остальную часть страны. — что посмотреть в Бильбао (Испания)

К XIX в. город стал крупнейшим индустриальным центром Страны Басков и ареной династических Карлистских войн {1833-1840 и 1872-1876 гг.) между двумя ветвями испанских Бурбонов. К началу XX в. Бильбао — один из богатейших городов Испании и ее ведущий деловой центр. Его облюбовали в качестве штаб-квартиры основные банки и страховые компании.

Во время гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) для обороны города была возведена система бункеров, соединенных подземными лабиринтами, — «железное кольцо». Но и оно не помогло. Тем не менее попавший под власть генерала Франсиско Франко (1892-1975 гг.) промышленный центр поддерживал подорванную экономику всей страны. В 1950-х Бильбао принял волну массовой иммиграции из других районов страны: в результате резкого скачка численности жителей в городе появились трущобы. Обострившаяся социальная ситуация привела к рождению выступающей за независимость Страны Басков террористической организации «ЭТА» (1959 г.), главным идеологом которой считается «отец басков», политик, националист и революционер Сабино Арана (1865-1903 гг.). В 2000-х члены «ЭТА» несколько раз напоминали о себе своему родному городу.

Бильбао пережил многие исторические коллизии, но в 1980-х гг испытал значительный спад в своем развитии. Выход был найден весьма неожиданный — индустриальный и деловой Бильбао переориентировался на туризм, а позволил это осуществить уникальный проект

С 1997 г Бильбао — центр современного искусства: в этом году открылся филиал Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), в котором все от концепции до воплощения отвечало новейшим тенденциям современной архитектуры и музейного дела. Если ранее музеи, в том числе и актуального искусства, чаще всего располагались в доставшихся им «по наследству» из городских фондов особняках, то для этой коллекции было построено специальное здание, которое само по себе — уже шедевр архитектуры деконструктивизма, родившейся из тезисов учения французского философа Жака Дерриды (1930-2004 гг.). Архитектор Фрэнк Гери (настоящее имя Эфраим Голдберг, род. в 1929 г.) спроектировал здание, по форме напоминающее гигантский фантастический корабль, птицу или распускающийся цветок из плит песчаника, стеклянных панелей и титана (общая площадь последнего материала составляет примерно 24 ООО м2). Неудивительно, что оно стало истинным произведением искусства и культовым объектом туризма. Сама коллекция достойна не менее пристального внимания: в ней собраны шедевры авангардной живописи и скульптуры XX в., а также множество инсталляций и примеров электронного искусства. В результате, по опросу журнала Vanity Fair, музей в Бильбао возглавил список выдающихся архитектурных проектов 1980-2010 гг — что посмотреть в Бильбао (Испания)

Появление музея такого уровня спровоцировало так называемый «эффект Гуггенхайма»: городское пространство продолжило развиваться по заданным этим проектом правилам. Так, в Бильбао появились другие оригинальные постройки: конфе-ренц-центр и концертный зал Эускал-дуна (Федерико Сориано и Долорес Паласиос), метро, оформленное Норманном Фостером, футуристические трамваи, башня Ибердрола (Сезар Пелли), подвесной арочный пешеходный мост Субисури и новый терминал аэропорта (оба Сантьяго Калатрава).

В старой части города живут рабочие и эмигранты, а обеспеченная публика предпочитает новые районы. Город также славится и футбольным клубом, и девятидневным фестивалем «Большая неделя», и неординарной уличной скульптурой, и портом, и парками. Бильбао, когда-то промышленный и деловой, стал красивым и оригинальным, чем теперь интересен и привлекателен для туристов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Город в Испании, основан в 1300 г.

Административный центр провинции Бискайя. Крупнейший город автономного сообщества Страна Басков.

Район (комэрка):

Гран-Бильбао.

Административно-территориальное деление:

8 районов. Языки: баскский, испанский. — что посмотреть в Бильбао (Испания)

Этнический состав:

баски (не менее 90%, баскским языком владеет треть из них), испанцы — до 5%, боливийцы (1,3%), колумбийцы (1,04%), румыны (0,6%), марокканцы (0,6%). Религии: католицизм, протестантство, мусульманство. Денежная единица: евро. Крупнейшие реки: Нервьон, Ибайсабаль, Кадагуа.

Аэропорт: международный аэропорт Бильбао (пассажи-рооборот более 4 млн чел.).

ЦИФРЫ

Площадь: 40,65 км2. Население: 353 187 чел. (2010 г.).

Плотность населения:

8688,5 чел/км2. Зарегистрировано 127 национальностей, из них 60 насчитывают не больше 10 жителей

КЛИМАТ

Умеренный. Морской. Средняя температура января; +8,7’С.

Средняя температура июля: +21’С.

Среднегодовое количество осадков: 1230 мм в год.

ЭКОНОМИКА ВРП на душу населения: € 26,225 (2005 г.).

Промышленность: кораблестроение, черная металлургия (производство стали), машиностроение, станкостроение, аэронавтика, электроника, информационные технологии, химическая и нефтяная промышленность (нефтеперегонный завод). Сельское хозяйство: садоводство, растениеводство. Рыболовство. Бильбао — важный морской порт Испании. Сфера услуг: туризм, торговля, финансовые, транспорт.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Музей Гуггенхайма (1997 г.):

■ Кафедральный собор Святого Иакова (нач. XIV-XIX вв.);

■ Музей изящных искусств;

а Музей археологии, этнографии и истории басков;

■ Церковь Сан-Николас-де-Бари (восстановлена в XVIII в. по плану XIV в.);

■ Мост Сан-Антон;

■ Статуя дона Диего де Аро;

■ Терминал аэропорта Бильбао (2000 г.), архитектор С. Калатрава;

■ Район Гечо (дворцы и особняки 18001920 гг.);

■ Церковь Сан-Антонио Абад (XV-XVII вв.);

■ Парк Итурриса-Донья-Касильда;

■ Здание мэрии (XIX в.);

■ Святилище Богоматери Бегоньи;

а Церковь Санта-Мария-де-ла-Асунсьон (XVI -XV вв.) с деревянной скульптурой Девы Марии — Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа (XII в.);

а Район Бегонья с паломнической церковью (XVI в.);

в Энсанче (новый город); в Подвесной арочный пешеходный мост Субисури (XX в.).

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ У басков сильна традиция устного стихосложения — это берцоларии и песнопения (пасторали). Все желающие могут проверить силу своего стиха на народных соревнованиях по берцолариям, которые регулярно проходят в Стране Басков.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В городе есть известный футбольный клуб «Атлетик Бильбао», в который набирают игроков только из басков. 8 2010 г клуб провел благотворительный матч, сыграв одновременно

с 200 детьми. Дети проиграли со счетом 3:5.

■ В Испании слово «Аллах», которое прижилось здесь со времен арабских завоеваний, постепенно трансформировалось в «Оле», которое выкрикивали на корриде

и танцуя фламенко. А со временем «Оле» превратилось в футбольную кричалку «Оле-Оле-Оле».

■ Местные автобусы называются бильбобусы.

■ Кухня басков отличается своеобразием. Здесь готовят с минимумом специй, зато из свежайших продуктов в весьма оригинальном сочетании: горячие бутерброды с осьминогами; десерт из загустевшего овечьего молока. скиснувшего в высоких деревянных бочках, подогретых на раскаленных камнях: вымоченные в вине жареные яблоки; сладкое блюдо из молока орехов… По традиции в Стране Басков любители кулинарии объединяются в чисто мужские сообщества — Sociedades Gastroromicas — с собственным помещением для встреч и празднований, в которые тоже по традиции принимают только мужчин. — что посмотреть в Бильбао (Испания)

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Споры о происхождении названия города идут до сих пор: возможно это в переводе

с баскского «берега двух рек» (у басков как раз был обычай называть селения по особенностям местоположения) или же объединение слов, обозначающих реку и бухту. Есть версия и о том, что нынешнее название досталось городу «в наследство» от двух предыдущих поселений на разных берегах реки.

■ Баски — древнейший народ Западной Европы. Язык басков (по звучанию слегка напоминает грузинский или армянский) не входит ни в какие языковые группы и не является родственным ни с одним живым языком. При этом в нем имеется 7 диалектов

и несколько субдиалектов. Во время Второй мировой войны американцы, помимо широко использовавшегося языка индейцев навахо, называвших себя «говорящие с ветром» также иногда применяли баскский язык для составления шифровок. — что посмотреть в Бильбао (Испания)

■ В пригороде Бильбао есть знаменитый Бискайский мост 1893 г., спроектированный баскским архитектором Альберто де-Паласио, — первый в мире, сделанный специально для перемещения и людей, и экипажей в высоко подвешенной гондоле. Бискайский мост служил образцом для подобных конструкций в других странах. Его высота 45 м, а пролет — 160 м. Для конца XIX в. это была передовая технология.

По материалам журнала «Атлас» сентябрь 2011г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *