Фанни Гиршевна Фельдман родилась в 1896 г. в обеспеченной еврейской семье в Таганроге, но в 1915 г. переехала в Москву, чтобы быть ближе к любимой ею театральной атмосфере. Она близко сошлась со Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским и влюбилась в Качалова. Свой сценический псевдоним «Фаина Раневская», который лег на нее как влитой, она взяла из чеховского «Вишневого сада», где характер главной героини, кроме знания жизни и язвительности, практически полностью совпадал с характером Фанни.
До появления ее в Москве в середине тридцатых годов прошлого века она играла в театрах Крыма, Баку, Сталинграда, Архангельска и других не столичных городов. Примерно в это же время Раневская стала сниматься в кино. В Москве Раневская почти тридцать лет служила в театре имени Моссовета, хотя постоянно находилась в очень сложных отношениях с его руководством. Доходило даже до того, что спектакль «Шторм», где она играла Маньку-спекулянтку, сняли с репертуара, так как после окончания общения ее персонажа со следователем зрители в массовом порядке покидали спектакль, который должен был идти еще более получаса, ибо они ходили исключительно посмотреть на Раневскую и ее «жизнь» на сцене.
- «Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь»
- «Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа»
- «Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию»
- «Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть»
- «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно»
- «Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению»
- «Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт»»
- «Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»»
- «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности»
- «Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью».
Она была очень и очень находчива и «ядовита» в своих высказываниях. Раневская все примеряла к своему таланту и жизнь, и творчество, и свои знаменитые высказывания. Каждый фильм с участием Фаины Раневской встречался в СССР с восторгом, но знаковыми все же были киноленты «Подкидыш» (1939 г.), «Весна» и «Золушка» (1947 г.). Однако серьезных, больших ролей Раневской не давали до самой смерти в 1984 г., даже при ее большом почитателе — Генеральном секретаре ЦК КПСС Л.И. Брежневе.