Индекс материала |
---|
Статусы со смыслом из оригинальных цитат — 22 |
Страница 2 |
Все страницы |
Не думаю, чтобы нашелся хотя бы один человек, который попал в рай со страху.
Под миром я разумею не трактир, а лечебницу, то место, где не живут, но умирают…
Покуда мы не разлучены со смертью, нам не страшны никакие беды.
Привязанность не должна обладать слишком острым зрением, а любовь не должна изготавливаться при помощи увеличительных стекол.
Природа ничего не делает просто так.
Сердце человеческое – это то место, где затаился дьявол.
Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе Добра.
То, что для одного – Вера, для другого – безумие.
Человек – благородное животное, изысканное в прахе своем, несравненное в могиле… с равным блеском и помпой отмечающее дни рождения и смерти, не гнушающееся и ратного подвига, достойного низменной природы своей.
Человек, доживший до семидесяти или восьмидесяти лет, может вдруг испытать живой интерес к миру, ибо только теперь ему стало известно, что есть мир, что мир может дать и что такое быть человеком. — статусы
Человек может владеть истиной, как владеют крепостью, и все же будет вынужден эту истину, как крепость, сдать.
Не Фортуна слепа, а мы.
Фрэнсис Бэкон
(1561—1626 гг.)
философ, родоначальник английского материализма,
политический деятель и писатель
…Афоризмы служат отнюдь не только для развлечения или украшения речи, они, безусловно, важны и полезны в деловой жизни и в гражданской практике.
Когда сын выругался, Диоген ударил отца.
Чистая совесть – постоянный праздник.
Любовь… объединяла земли, строила города, рожала детей… но если ее ущемить, она опрокидывает троны, разрушает города, сносит дома, губит целые семьи…
Мельник не видит всей воды, что течет через его мельницу. — статусы
Мы, как лодочник, гребем в одну сторону, а смотрим в другую.
Мы не способны изречь ничего такого, что бы уже не было сказано… Наши поэты крадут у Гомера… Последнее ведь всегда лучше первого.
Надежда и терпение… две самые мягкие подушки, на которые мы можем в лишениях преклонить голову.
Без отчаянья нет монаха.
Берегись смирившегося врага. — статусы
Боги любят наблюдать за тем, как великий человек борется с лишениями.
Болезни и печали приходят и уходят, но суеверная душа не знает покоя.
Болезнь, мать скромности, напоминает нам о том, что мы смертны. Когда мы находимся на вершине славы и благополучия, она легонько дергает нас за ухо – дескать, одумайтесь.
Прожить чужую жизнь, сыграть чужую роль.
Но такова любовь и так устроен свет:
Кто счастье заслужил, тому ни в чем удачи,
А дураку зато ни в чем отказа нет.
— статусы
Но, чтобы обрести признанье в наше время,
Потребно честь и стыд отбросить, словно бремя.
Бесстыдство – вот кумир, кому подчинены
Все сверху донизу сословья и чины.
Один лишь человек счастливым быть не может:
Нас вечно что-нибудь снедает, мучит, гложет.
— статусы
От наслаждения неотделима боль.
Пред женской красотой мы все бессильны стали.
Она сильней богов, людей, огня и стали.
Пускай бы сдох он, бос и гол,
Кто первым золото нашел,
Из-за него ничто не свято.
Из-за него и мать не мать,
И сын в отца готов стрелять,
И брат войной идет на брата.
Рассудком воевать с любовью – безрассудно.
Чтоб сладить с божеством, потребно божество.
— статусы
Сон любит девушек, он не в ладу с часами!
Так стоит ли мечтать о жизни беспорочной
На свете, где, как дым, все зыбко и непрочно,
Все переменчиво, как ветер и волна!
Ты без богатства век протопчешься на месте,
Но хуже, если есть оно – и нету чести!
Увы, не время проходит, проходим мы.
Бессмертно вещество, одни лишь формы тленны.
Господний мир – театр. В него бесплатный вход,
И купола навис вверху небесный свод.
— статусы
Блажен, стократ блажен, кто соблюдает меру,
Кто мудро следует лишь доброму примеру
И верен сам себе в любые времена.
Величие души, закон и правый суд –
Все добродетели – в глуши лесов живут,
Но редко им сродни роскошная порфира.
Весь мир – театр мы все – актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
…Достоинствам живого
Толпа бросает вслед язвительное слово,
Но богом, лишь умрет, становится певец.
— статусы
Друзья, обманем смерть и выпьем за любовь.
Быть может, завтра нам уж не собраться вновь,
Сегодня мы живем, а завтра – кто предскажет!
Земное счастье так неверно!
И завтра прахом станет тот,
Кто королевских ждал щедрот
И пресмыкался лицемерно.
— статусы
Как плотью, жилами, и кровью, и костями,
Так от рожденья мы наделены страстями.
…Красота – непрочный материал,
И как бы ярко день нам не сиял,
Он минет, как минует все на свете.
Кто жив, напрасно ждет похвал толпы
надменной.
Лишь преданность друзей – сокровище владык,
Оно прекраснее, чем все богатства мира.
Любил лишь тот, кто ввек с дороги не свернул,
Кто счастлив был, одну любовь предпочитая.
— статусы
Любовь напастью звать я не могу покуда,
А если и напасть – попасть любви во власть,
Всю жизнь готов терпеть подобную напасть.
Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.
Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и уменья, никак нельзя добиться силой.
Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…
Когда я играю с кошкой, неизвестно, кто кого больше развлекает.
Лучший способ запомнить что-нибудь – постараться это забыть.
Франсуа Рабле
(1494—1553 гг.)
писатель-гуманист,
монах, врач и ботаник
Аппетит приходит во время еды.
Всякий вступающий в брак должен быть судьей собственных намерений и советоваться только с собой.
Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает.
Кто обладает терпением, может достичь всего. — статусы
Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь – основа его подлинной чести.
Стыдливость украшает юношу и пятнает старца.
Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.
Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, по-моему, чтобы хорошо жить.
Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, – не научились понимать самих себя. — статусы
Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах.
Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.
…Самое главное – это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.
Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.
Самый краткий путь к завоеванию славы – это делать по побуждению совести то, что мы делаем ради славы.
Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.
Обвинениям в адрес самого себя – всегда верят, самовосхвалению – никогда. — статусы
Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.
От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.
Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. — статусы
Наихудшее состояние человека – это когда он перестает сознавать и владеть собой.
Настоящий друг – это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.
Наука – великое украшение и весьма полезное орудие…
Наука – дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов. — статусы
Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму – основательность и медлительность.
Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.
Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.
Кто обяжет себя говорить все без утайки, тот обяжет себя и не делать того, о чем необходимо молчать.
Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания – те раздувают его словами.
Кто учит людей умирать, тот учит их жить.
Лживость – гнуснейший порок.
Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.
Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.
Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком я солгал.
Жениться, ничем не связывая себя, – предательство.
Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
Знания – обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться.
Бич человека – это воображаемое знание. — статусы
Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.
Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.
Люди дурные готовы искать зло где угодно, только не там, где оно есть на самом деле.
Мне столько раз приходилось слышать о людях, которые умирают от любви, но за всю жизнь я не видел, чтобы кто-нибудь из них действительно умер.
Можно вынести все, кроме безделья.
Наказывается не преступление, а глупость.
Настоящая любовь и изобретательность свойственны иногда вовсе не тем, в ком мы рассчитываем их найти.
Настоящая любовь не признает никаких приказаний и никаких обетов.
Воистину, добродетель – это то, что не может перейти на наследников ни по рождению, ни по какой записи.
Если следует установить какое-либо различие в наказаниях за то же самое преступление, то оно должно укрощать злую волю, а не угождать ей.
Закон должен говорить всем одним и тем же голосом, одна и та же власть должна управлять всеми, как приказывая, так и запрещая…
Мудрость есть начальница и руководительница почтенных поступков и всех добродетелей. — статусы
Настоящая свобода состоит не в том, что кто-либо может следовать своим порочным наклонностям или получать за преступления неодинаковые наказания. Настоящая свобода состоит в укрощении дурных страстей и пороков, а не в свободе делать все, что кому угодно, и получать более легкое наказание за свои преступления.
Никто не может справедливо управлять другими, если он не способен наложить узду на собственные страсти, если он несправедлив, малодушен и слаб, если он неохотно уделяет из своего людям почтенным, но нуждающимся.
Основная функция законов состоит не только в том, что они налагают кары на преступления, но также и в том, что они убеждают, что не следует вообще грешить.
Ян (Иван) Протасевич
(кон. XVI – нач. XVII вв.)
писатель, переводчик и общественный деятель
Молодой человек подобен весне, средних лет – лету, а старый – осени, богатой своими впечатлениями.
Старость – источник мудрости и жизненного опыта; передавая их молодым, заслужишь уважение и почет.
Франция
Теодор Агриппа д’Обинье
(1552—1630 гг.)
поэт и историк
Не свершив ничего, смерть без смерти узнать,
Если просто пропасть
В черном чреве беды и барахтаться в нем.
Жан Боден
(1530—1596 гг.)
политический мыслитель,
философ
Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их владении.
Поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. — статусы
Так как тело и дух наделены противоположными свойствами, то, чем сильнее первое, тем слабее второй.
Те, которые знали, как обзавестись рассудительными людьми, встретившись с народами, способными к политической жизни, умели в течение очень длительного времени сохранить в величайшем расцвете свои империи.
Пьер Брантом де Бурдей
(родился ок. 1540 г.)
писатель
Глаза первыми вступают в любовную схватку, и сладостен тот миг, когда взору нашему предстает нечто редкое и чудное по красоте.
Есть ли в мире что-нибудь прекраснее красивой женщины?!
Предвидение будущего получается не от оракулов и авгуров, а от мудрости.
Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть.
…Природа никогда не заблуждается… Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.
Собственные недостатки, что котомка за плечами: не увидишь.
Стыд – это страх честности перед позором.
Счастье зависит от нашего мнения о вещах, ибо в жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное… А если знание порой и возможно, то оно нередко отнимает радость жизни.
Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.
Тот, кто делает добро другу, делает добро себе.
То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости. — статусы
Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Гневайся на порок, а не на человека.
Человек должен любоваться самим собой: лишь понравившись самому себе, сумеет он понравиться и другим.
Чем меньше у человека причин дорожить существованием, тем крепче он за него цепляется, не подозревая даже, что такое пресыщение и тоска.
Читая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре. — статусы
Что постановит страсть, то непродолжительно, мимолетно; что определит разум, в том век не раскаешься.
Изящество потребно не в одних искусствах, но во всех делах человеческих.
…Иногда хорошо любить – значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть – значит любить.
…Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.
Иметь много друзей – значит не иметь ни одного.
…Истинно рассудителен тот, кто будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с ней.
…Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе.
Каков супруг, во многом зависит от супруги.
Лесть несовместима с верностью.
Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны.
Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить. — статусы
Любовь интеллекта отличается снежной чистотой и целомудренной стыдливостью, но вместе с тем некоторой вялостью и холодностью. Воля же одарена противоположной природой, она ничего не приемлет от вещей, а хочет их самих и, пока наслаждается ими, борется, безумствует, разрастается и жаждет все большего. Поэтому ее любовь горячая, пылкая, страстная, огненная и безумная даже в достойном.
Первые семена и зачатки истинной любви находятся всегда в интеллекте, но пока они не сформируются, их согревает тепло воли.
Природа вещей и мир неизменны, а все, что движется, притягивается любовью и рассеивается враждой.
Цель всякого хорошего действия – любить достойное любви, ненавидеть достойное ненависти, наслаждаться достойным наслаждения и пользоваться приносящим пользу. Дурного же – пользоваться тем, чем нужно наслаждаться, наслаждаться тем, чем следует пользоваться, ненавидеть любимое и любить ненавистное.
Кто же, кроме безумцев, не знает, что любовь соединена со страстью и слепым заблуждением, из-за которых разделяет связанное и разрывает соединенное.
Пьетро Помпонацци
(1462—1525 гг.)
философ
Грех ненавидят благие, любя добродетель.
Грех ненавидят дурные, страшась наказаний.
…Мудрый муж скорее предпочтет крайние несчастья и мученья пребыванию в невежестве, глупости и пороках.
Не все могут обладать равным совершенством, но одним оно дано в большей, другим в меньшей мере. Если же уничтожить это неравенство, род человеческий либо погибнет, либо будет лишен совершенства.
…Ни один мудрец, как бы ни был он нищ, немощен телом, лишен земных благ, не предпочтет жизни тирана или какого-нибудь погрязшего в пороках властелина, но разумно пожелает пребывать в своем состоянии. — статусы
…Предпочитая смерть за отечество, за друзей ради того, чтобы избежать порока, люди приобретают высочайшую добродетель и приносят пользу другим.
Следуя добродетели, человек достигает счастья, хотя бы частичного и не длительного; следствием же греха является несчастье.
Торквато Тассо
(1544—1595 гг.)
поэт Возрождения и барокко
Великие скорби безмолвствуют; они слезами не выражаются.
Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.
Дружба – гавань, к которой стремится человек, она доставляет радость и спокойствие духа, она – отдохновение в этой жизни и начало жизни небесной.
Как молния сверкает раньше грома,
Так сострадание предшествует любви.
Мастер клеветы обвиняет, даже рассыпаясь в похвалах.
Ожидание несчастья – худшее несчастье, чем само несчастье.
Там, где царит праздность, не сверкают лучи гения, там нет стремления к славе и бессмертию, там не возникает ни представления о добродетели, ни даже видимости его.
Марсилио Фичино
(1433—1499 гг.)
философ-неоплатоник
Когда мы говорим о любви, ее надо понимать как желание красоты, ибо в этом заключается определение любви у всех философов.
Красота трояка – красота душ, тел и голосов. Красота душ постигается умом; тел – воспринимается зрением; голосов – только слухом.
Любовь есть желание наслаждаться красотой. Красота же есть некое сияние, влекущее человеческую душу.
Полюбив, самые тупые изостряют свой ум. — статусы
Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами.
Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем.
Лучше не иметь славы, чем иметь ложную славу.
Можно и прекрасное любить постыдно.
Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое.
Подобно тому как тень не может родиться и держаться сама по себе, так и слава: если фундаментом ей не служит добродетель, она не может быть ни истинной, ни прочной.
Похвала полезна умному, вредна глупому. — статусы
Раз нельзя быть внешне тем, чем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать.
…Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, но желает искренне и вполне, – такое желание не может оказаться безуспешным.
Свою любовь истолковать умеет лишь тот, кто слабо любит.
Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает. — статусы
Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско.
Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое – ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает себя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.
С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю.
Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую.
Следует остерегаться злоупотреблять милосердием.
Тяжелую болезнь вначале легко вылечить, но трудно распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить.
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий – сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. — статусы
Человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа.
Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает.
Только с пользой прожитая жизнь долга. — статусы
Умеренность служит надежной защитой от пороков.
Я никогда не устаю служить другим.
Я предпочитаю смерть усталости. Я никогда не устаю служить другим.
Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.
Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.
Никколо Макиавелли
(1469—1527 гг.)
политический мыслитель,
писатель, историк
Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.
Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать.
Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.
Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть. — статусы
Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко.
К оружию следует прибегать в последнюю очередь – когда другие средства окажутся недостаточны.
Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей. — статусы
Любовь плохо уживается со страхом.
Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
Люди – враги всяких затруднительных предприятий.
Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.
Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно – требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
Франческо Патрици
(1529—1597 гг.)
гуманист и философ
Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств.
Мудрость есть познание всеобщности вещей.
Философия есть исследование мудрости.
Франческо Петрарка
(1304—1374 гг.)
поэт, родоначальник
гуманистической культуры Возрождения
В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна. — статусы
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Добиваться власти для спокойствия и безопасности – значит взбираться на вулкан для того, чтобы укрыться от бури.
Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения.
Слава никогда не помогает мертвым. Живым она много раз была гибельна.
Спор даже между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям.
У кого много пороков, у того много и повелителей.
Уметь высказать, насколько любишь, значит мало любить.
Унижать других – гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Чем больше скупость, тем больше жестокость.
Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека, и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека.
Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам.
Лоренцо Пизано
(1395—1470 гг.)
писатель, теолог и моралист
Во всем, что радуется в природе своему изяществу, изобилует плодородием и блещет красой, проявляется любовь, печать же ее нарушения несет то, что изнемогает от вялости, бледности, слабости и близости смерти. — статусы
Лучше чему-нибудь научиться, публично признавшись в своей слабости, чем, изображая ученость, бесстыдно упорствовать в невежестве.
Радость более совершенна, чем знание, ибо не каждый в процессе познания радуется, но всякий, кто радуется, по необходимости при этом познает.
Существует два вида любви: одна простая, другая взаимная. Простая – когда любимый не любит любящего. Тогда любящий целиком мертв. Когда же любимый отвечает на любовь, то любящий, по крайней мере, живет в нем. В этом заключено нечто восхитительное.
Джозеффо Царлино
(1517—1590 гг.)
композитор,
музыкальный теоретик
Тот, кто не получает удовольствия от музыки, создан без гармонии. — статусы
Нидерланды
Эразм Роттердамский (Герхард Герхардс)
(1469—1536 гг.)
филолог, писатель
Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя.
Вежливость порождает и вызывает вежливость.
Все превращает любовь и неумного делает мудрым.
Все превращает любовь: красноречье дает молчаливым,
Старцев в юнцов превратить милая может любовь.
Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит,
В робких отвагу вдохнуть также умеет любовь.
Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен.
Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Держи под подозрением все, что диктует тебе душевный порыв, даже если это честное.
Друг должен принимать на себя часть огорчений друга.
Если будешь жестоким по отношению к порокам, то окажешь благодеяние по отношению к человеку.
Если заводишь новых друзей, не забывай о старых. — статусы
Если кому-нибудь не хватает даров природы, он возмещает этот изъян усиленной дозой самодовольства.
Женщины отдают обыкновенно предпочтение мужчинам, принадлежащим к разряду тех людей, которые по природе своей более способны предаваться удовольствиям и всякому вздору.
Знаю, что значит любовь: любовь – помраченье рассудка. — статусы
Любовь – это все, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку.
Люди разумные часто бывают ненавистны могущественным властителям.
Нет зверя настолько дикого, чтобы он не отзывался на ласку.
Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой…
Никакие житейские блага не будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, не деля их с друзьями.
…Никто не может любить другого, если до этого он не полюбил себя… Никто не может никого ненавидеть, если до этого он не возненавидел себя.
Ничего нет трудного для человека, имеющего волю.
Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть.
Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость.
Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!
Порок как раз в том, чтобы недобро делать доброе. — статусы
Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, что может быть ближе к глупости?
Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия.
Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.
Польша, Белоруссия
Симон Будный
(ок. 1530 – 1593 гг.)
деятель белорусской культуры,
один из руководителей реформационного движения в Белоруссии и Литве
Нет таких книг, у которых нельзя было бы чему-нибудь научиться. — статусы
Николай Коперник
(1473—1543 гг.)
великий астроном,
мыслитель и общественный деятель
Если уж издавать трактат – надо в предисловии сказать все, что я думаю о праве ученого искать истину! И о праве невежд судить ученого!…
…И был Аристарх судим за то, что сдвинул с места святой центр мира.
Анджей Моджевский (Моджевский-Фрыч)
(1503—1572 гг.)
общественный и политический деятель,
религиозный реформатор,
мыслитель
Было время, когда лица, исполнявшие царскую должность, были или философами, или пророками; следует полагать, что в это время государства управлялись лучше всего.
Никогда не удастся природе создать женщину столь совершенную во всем, какую рождает резец, кисть и пламенная душа вдохновенного художника.
Отвага – одна из прекраснейших черт наших очаровательных дам.
Юнона, Венера, Фетида, Церера и иные богини, все до единой, презирали имя «девицы», кроме Афины, которая выскочила из головы Юпитера, доказывая тем самым, что девичество – всего лишь понятие, родившееся в голове. — статусы
Маргарита Наваррская
(1492—1549 гг.)
королева Наварры,
писательница
Главное – это то, как человек сам оценивает свои поступки.
Если окажется, что та, кого вы полюбили, как две капли воды похожа на вас и хочет всего того, чего хотите вы, в действительности вы будете любить не ее, а только себя.
Как неразумен человек, когда от добра, которое он имеет, он еще ищет другого. Не довольствуясь тем, что у него есть, и гоняясь за большим, человек теряет и то, что имел.
Легче расторгнуть сотню браков, чем разлучить одного священника с его служанкой.
Любовь слепа, и она способна ослепить человека так, что дорога, которая кажется ему наиболее надежной, оказывается наиболее скользкой.
Не бывает огня без дыма, но зато дым мне много раз пришлось видеть и там, где не было никакого огня.
Обида имеет больше власти над женщиной, чем любовь, особенно если у этой женщины благородное и гордое сердце.
Самые тяжелые муки – это муки любви.
Самыми изобретательными в делах любви оказываются именно те, у кого меньше всего ума.
Самым невежественным оказывается тот, кто считает, что знает все.
Сильнее всего бывают те, кто направляют силы та добрые дела. — статусы
Сладка не та месть, которая убивает врага, а та, которая несет жизнь истинному другу.
Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену.
Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость.
Труднее всего человеку бывает справиться с досадой и гневом.
Уж если кто-нибудь действительно что-то знает, так это тот, кто уверен, что ничего не знает.
Человек, известный своими дурными наклонностями, всегда будет на подозрении. — статусы
Человек не очень-то властен над своим сердцем и не может по собственной воле заставить себя любить или ненавидеть.
Непостоянство всегда достойно осуждения.
В дружбе нет никаких расчетов и соображений, кроме нее самой.
Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом – все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе – это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих.
Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это – злостный обман.
В природе нет ничего бесполезного.
Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле.
Все средства – при условии, что они небесчестны, – способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы.
Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.
Достойно похвалы деяние, а не сам человек.
Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.
Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.
Иметь дело с людьми, которые восхищаются нами и во всем нам уступают, – удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас…
Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума. — статусы
Истинные друзья те, у кого «одна душа в двух телах».
Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову.
Книжная ученость – украшение, а не фундамент.
Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.
Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.
Любовь – неистовое влечение к тому, что убегает от нас. — статусы
Людям дюжинным дано зреть плоды своих дел; семена, разбрасываемые гениальными натурами, всходят медленно.
Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.
Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Можно поучиться и у врага.
Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора.
Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.
Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.
Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.
…Надо стараться выяснить – не кто знает больше, а кто знает лучше.
Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.
Невежество бывает двоякого рода: одно – безграмотное, предшествует знанию; другое – чванное, следует за ним.
Невозможно вести честный и искренний спор с дураком. — статусы
Не все, что колеблется, падает.
Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, – нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.
Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.
Нередко сам порок толкает нас на добрые дела.
Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.
…Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле, не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти – это значит быть рабом самого себя.
Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова.
Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев.
Первый признак порчи общественных нравов – это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.
Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто лет назад.
Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.
Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь. — статусы
Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия.
Порицать в другом свои недостатки столь же допустимо, как порицать чужие в себе.
После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.
Предпочитай, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита.
Природа может все и все творит.
Природа – приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.
Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости.
Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.
С истинно учеными людьми происходит то же самое, что и с колосьями пшеницы: пока они пусты, они гордо и высоко поднимают голову, когда же наливаются и полнеют от зерен, то начинают униженно поникать головой.
Следовало бы иметь установленные законом меры воздействия, которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак, как это делается в отношении праздношатающихся и тунеядцев.
Следует отличать душевный порыв человека от твердой и постоянной привычки. — статусы
Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.
Смелый поступок не должен непременно предполагать доблесть у совершившего его человека; ибо тот, кто по-настоящему доблестен, будет таковым всегда и при всех обстоятельствах.
Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.
Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным.
Среди тысячи наших привычных поступков мы не найдем ни одного, который мы совершали бы непосредственно ради себя.
Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.
Старость оставляет больше морщин на умственном облике нашем, чем на лице.
Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.
Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть природа».
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.
Трусость – мать жестокости.
Удваивать себя – великое чудо, и величие его недоступно тем, кто утверждает, что способен себя утраивать. — статусы
У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь – рабом другого коня.
Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде – значит быть нигде.
Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости.
Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.
Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга.
Шум оружия заглушает голос законов.
Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже.
Я наблюдал только одно действие розги – она или притупляет или озлобляет душу.
Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны вследствие того, что были чересчур вежливы.
Я хотел бы, чтобы смерть меня застала за работой в поле.
Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен – например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты…
Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель. — статусы
Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.
Писать лучше смеясь, чем со слезами, ибо смех – особенная примета человека.
Разум человека сильнее его кулаков.
Смех – сущность человека.
Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.
Старых пьяниц встречаешь чаще, чем старых врачей.
Я пью не больше, чем губка.
Пьер де ла Раме (Рамус)
(1515—1572 гг.)
философ-гуманист,
логик и математик
Никакой авторитет не должен господствовать над разумом; разум, напротив, должен господствовать над авторитетом и управлять им.
Пьер де Ронсар
(1524—1585 гг.)
поэт
А что такое смерть? Такое ль это зло,
Как всем нам кажется? Быть может, умирая,
В последний горький час, дошедшему до края,
Как в первый час пути – совсем не тяжело? — статусы
Найдется ли еще на свете существо,
Что ищет гибели для рода своего?
И только человек при случае удобном
Охотно нанесет ущерб себе подобным.
Нальем! Пускай нас валит хмель!
Поверьте, пьяным лечь в постель
Верней, чем трезвым лечь в могилу!
Не кончился еще срок золотого века:
Невольно в наши дни в груди у человека
При виде золота захватывает дух.
Несчастен властелин, приблизивший льстеца.
Ни ум, ни сердце, ни душа
В любви не стоят ни гроша.
Ах, если б смерть могли купить
И дни продлить мы златом,
Так был бы смысл и жизнь убить
На то, чтоб сделаться богатым.
Пьер Шаррон
(1541—1603 гг.)
философ и теолог
Все религии чужды природе и страшны для здравого смысла; сколько-нибудь сильный разум смеется над ними и испытывает к ним отвращение.
Разум, опутанный страстями, оказывает нам такую же пользу, какую крылья оказывают птице со склеенными ногами. — статусы
16-17 века
Великобритания
Роберт Бертон
(1577—1640 гг.)
священнослужитель и теолог
Англия – рай для женщин и ад для лошадей; Италия – рай для лошадей и ад для женщин.
Бедность – наследница Музы.
Величайший враг человека – человек, который по наущению нечистой силы становится волком, дьяволом для себя и для других.
Влюбленные ссорятся – любовь возгорается.
В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол.
Все грехи сопряжены с удовольствием и признают свою вину, только зависть не знает ни вины, ни удовольствия.
Все поэты – безумцы.
Дураки и безумцы обыкновенно говорят правду.
Если есть ад на земле, то он в сердце меланхолика.
Если у нее вздернут нос – она прелестна; если нос крючковатый – очаровательна; если она мала ростом и сутула – бесподобна; если высока и мужеподобна – нет ее краше; если тронулась рассудком – мудра; если пребывает в постоянной злобе – добра и покорна… Все ее недостатки суть сплошные достоинства.
Есть гордость в унижении, когда гордишься тем, что гордиться нечем.
Каждая ворона считает своего птенца самым прекрасным на свете.
Каждый из нас для себя – человек, для остальных – дьявол. — статусы
Насколько же перо более жестоко, чем меч!
Не будь одиноким, не будь праздным…
Не делай из себя дурака ради того, чтобы развеселить других.
Никакой канат, никакая, даже самая толстая проволока не способны так сильно тянуть и так прочно удерживать, как любовная сеть.
Одна религия так же правдива, как любая другая.
Он готов подняться на виселицу, если петлей будет ее подвязка…
От неба все места далеки одинаково.
Плачущая женщина вызывает не больше жалости, чем хромающий гусь.
Почему зевота одного вызывает зевоту другого?
При виде убийцы мертвецы обливаются кровью. — статусы
…Приводить в данном случае пример – все равно что зажигать на солнце свечу.
Свои постные книги они нашпиговывают салом из других книг.
Бессмертие животных – в потомстве, человека же – в славе, заслугах и деяниях.
Благоденствие не обходится без страхов и неприятностей, а тяготы не лишены радостей и надежд.
Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь.
Богатство не может быть достойной целью человеческого существования. — статусы
Богатство не назовешь иначе, чем образом добродетели, ибо оно и необходимо ей и тягостно.
Богатство – хорошая служанка, но негодная любовница.
Больше всех мы льстим сами себе.
Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
Ветхий Завет считает благом процветание. Новый Завет – напасти. — статусы
В гневе глупцы остры на язык, но богаче от этого не становятся.