Меню Рубрики

ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ В СТАМБУЛЕ.

ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ (АЙЯ СОФИЯ) В СТАМБУЛЕ

Замечательным памятником Византийского искусства является расположенный в центре крупнейшего турецкого города собор Святой Софии. Он признан шедевром византийской зодчества, и влияние этого храма на развитие культовой архитектуры стран Восточной Европы бесспорно.

Святая София — один из наиболее древних и наиболее крупных христианских храмов. Он был построен в 532-537 годах при императоре Юстиниане I на месте более ранней, и неоднократно разрушавшейся и восстанавливавшейся церкви, также посвященной Софии. Сооружение храма велось под руководством архитекторов Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Возведение здания заняло пять с лишним лет, в течение которых на стройке трудились 100 архитекторов и 10 тысяч рабочих. Финансировались работы из государственной казны. По современным подсчетам, на возведение собора была затрачена сумма, равная 360 центнерам золота. — храм Святой Софии

Храм строился из кирпича и камня (для кладки стен и сводов применяли кирпич, астолбы подкупольного пространства сложили из песчаниковых блоков и скрепили свинцом), облицовывался мрамором различных цветов и оттенков. Для отделки использовались золото и серебро, дорогие породы дерева, мраморные колонны различных античных построек, слоновая кость, драгоценные камни и жемчуг. 26 декабря 538 года новый храм Сятой Софии торжественно освятили. Его размеры и красота поражали современников. — храм Святой Софии

Собор Святой Софии относится к числу базилик, однако в плане он не прямоугольный, как большинство зданий этого типа, а квадратный. Характерной чертой базилик является деление внутреннего пространства здания с помощью колонн или столбов на продольные части — нефы. В храме Святой Софии двойные ряды колонн образуют три нефа. Пространства между двойными колоннами оформлены в виде двухъярусных галерей с арочными перекрытиями. В нижнем ярусе находится одна из достопримечательностей храма — «запотевающая колонна». Согласно легенде, император Юстиниан прикасался к ней лбом, чтобы избавиться от приступов мигрени. Кроме того, существует поверье, что каждая из колонн обладает способностью исцелять от какой-нибудь болезни. Колоннады увенчивают сплошные арки, прорезанные двумя рядами окон, что обеспечивает дополнительное освещение. Центральное пространство храма перекрыто громадным сферическим куполом (диаметр 32 метра, высота 54 метра), в плане представляющим собой почти идеальный круг. Впервые в истории архитектуры для опоры купола были применены паруса — изогнутые треугольные своды. Опорой для них послужили четыре массивных столба. Зодчие достигли того, что паруса и колонны приняли на себя тяжесть купола. Этот удачный архитектурный прием надолго вошел в арсенал церковного строительства и стал характерным для так называемых храмов византийского типа. Купол собора Святой Софии словно парит в воздухе. Этот эффект достигается за счет сорока окон у его основания, расположенных с таким расчетом, что проникающий внутрь солнечный свет как бы отделяет его от стен здания. Главный купол окружен двумя большими и пятью малыми полукуполами.

Размеры собора (длина 81 метр, ширина 72 метра, высота 55 метров) сделали его символом величия и могущества Византийской империи. — храм Святой Софии

Интерьер храма поражал современников своим богат-і іпом. Пол покрыли мрамором, порфиром и яшмой, и искусно подобранные каменные плиты образовывали сложные многоцветные узоры. Через множество окон потоки света проникали в помещение собора, подчеркивая монументаль-іюс: і ь внутреннего объема здания. На месте иконостаса наудилось 12 колонн, к которым крепились иконы. Престол и іюговили из сплава драгоценных металлов и украсили мі т +,еством драгоценных камней (их клали прямо в расплав-пенную металлическую массу).

 

Собор Святой Софии стал главным храмом Константинополя и всей Византийской империи. Он являлся патриаршим храмом и одновременно главным общественным зданием. К нему сходились основные улицы Константинополя. Храм был центром проведения сложных церемоний, носивших наполовину церковный, наполовину светский характер. — храм Святой Софии На своем веку собору пришлось испытать немало невзгод: уже в 559 году во время землетрясения обвалился прекрасный купол — главное украшение здания; кроме того, была нарушена его симметрия. Реконструкцией собора занялся Исидор-младший — родственник одного из создателей храма. В 563 году ремонт закончился, и собор заново освятили. В 986 году купол снова пришлось ремонтировать. В 1453 году с захватом Константинополя турками храм постигла плачевная участь. Город был взят 29 мая, а уже 1 июня султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) присутствовал на пятничной молитве в бывшем главном христианском соборе, превращенном в мечеть Айя София. В своем новом качестве уникальный храм значительно пострадал: согласно канонам ислама, запрещающим изображать людей и животных, турки-мусульмане замазали бесценные произведения искусства известью. В то же время это способствовало сохранению фресок и мозаик. Впоследствии к внешним стенам пристроили контрфорсы, чтобы сделать их более устойчивыми. Цель была достигнута, но в плане изящества и красоты здание несколько проиграло. Храм превратили в мечеть: крест заменили на полумесяц, достроили четыре минарета, соорудили пристройку, ставшую усыпальницей (там нашли свой последний приют некоторые из турецких султанов), а также фонтаны и кухню.Собор Святой Софии испытал не только турецкое завоевание, но и разграбление крестоносцами, которое, впрочем, предшествовало превращению храма в мусульманскую мечеть: в 1204 году, во время IV Крестового похода, рыцари штурмом взяли Константинополь. — храм Святой Софии Часть богатств собора оказалась вывезенной в европейские страны — Францию и Италию: добычей доблестных защитников Гроба Господня стали золотые и серебряные настенные украшения, часть каменной мозаики пола. Грабежи и завоевание, атакже сильные землетрясения сделали свое дело: к середине XIX века над одним из старейших храмов мира навислаугроза разрушения. Турецкий султан Абдул-Меджид был вынужден прибегнуть к помощи реставраторов из Италии во главе с Гас-наром Фоссати. Здание спасли, восстановили несколько настенных мозаик, но впоследствии турки предпочли снова покрыть их штукатуркой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *