ВХІІІ-ХѴ веках в церковной архитектуре утвердило готический стиль, характерными чертами которог были высокие стрельчатые своды зданий, колонны, стрель чатые арки, просторные высокие окна, украшенные разно» цветными витражами. Готические церкви и соборы благо даря особым архитектурным приемам как бы устремлен вверх, к небу. Высокие остроконечные башни и шпили хра мов стали украшением многих западноевропейских горо дов. Особое место среди готических памятников занимаѳ Кёльнский собор — шедевр немецкой архитектуры.
История его строительства очень длинна. Этот собо был заложен еще в 1248 году, но до сих пор его нельзя счи тать полностью завершенным. В XIII веке церковники и свет ские отцы процветающего Кёльна решил возвести храм, ко торый своим величием подчеркивал бы богатство и влияни этого немецкого города. Кроме того, собор должен был стат местом хранения духовных святынь. В Средние века церка и монастыри стремились обрести какую-нибудь реликви. так как это, во-первых, привлекало к ним паломников, и, во вторых, повышало статус самого храма. Некоторые из ни собирали целые коллекции священных предметов. В XII век кёльнское духовенство получило важную реликвию — остам ки трех волхвов, пришедших поклониться новорожденном Иисусу Христу. Прежде чем попасть в Кёльн, мощи долг путешествовали по свету: сначала они находились в Свято земле, а потом были захвачены крестоносцами и вывезен в Милан. Немецкий император Фридрих Барбаросса совер шил поход в Италию и покорил этот город, причем Кёльне кий архиепископ Рейнальд фон Дассель оказал ему помоДля столь дорогой святы требовался достойный храм, почему и было принято рѳш ние о строительстве нового собора взамен церкви, нах дившейся ранее на этом месте. Оно началось, правда, то ко 15 августа 1248 года. Первый камень в основание хра заложил тогдашний Кёльнский архиепископ Конрад фон Хо штаден. Немецкие архитекторы использовали французск опыт, но вместе с тем сумели создать самобытный собо Он изначально был задуман очень большим и просторны с пятью нефами, большим хором (восточная часть храм где располагаются священнослужители и певчие) и сем капеллами. К сентябрю 1322 года хор собора в основно был закончен, и его торжественно освятили. Размеры хо давали представление о масштабах всего здания: ширин его составила 45 метров, длина — 41 метр, наибольшая оіі сота — 43 метра. Как и в других готических храмах, стрельч тые окна были украшены разноцветными витражами, внуі ри хора находились многочисленные статуи.
В середине 80-х годов XIV века строительство было про должено: начали возводить центральный неф, трансепт (п( перечный неф, придающий внутреннему пространству зд ния форму креста) и западный фасад, где планировалоо возвести две огромные башни. В середине XV столетия р| боты остановились. Грандиозная стройка требовала болі ших сумм, которых в Германии, находившейся в то время состоянии экономического упадка, просто не было. Нѳмі ловажной причиной прекращения строительства стала Рі формация (с 1517 года), расколовшая страну на католичв< кий и лютеранский лагеря. Лютеране требовали дешевой простой церкви, отвергали поклонение священным релиі виям. Католическая церковь обеднела, денег для заверил ния масштабного проекта собора не было. Последовавші вслед за началом Реформации Тридцатилетняя война (1611 1648) разорила раздробленную на мелкие княжества Гермі нию. Готические архитектурные формы сменились ренесса» сными, и недостроенный собор стал казаться устаревшим.
Боковые нефы значительно ниже центрального; что позволяет ощутить объемность внутреннего пространства. К центральному нефу примыкает несколько капелл. В западных башнях устроены две колокольни.
В Кёльнском соборе, помимо раки Трех Волхвов, хранятся и другие священные реликвии, являющиеся ценными произведениями искусства: рака святого Энгельберта, дароносицы, кресты, епископские жезлы. Многоцветные витражи и резные готические скамьи также служат своеобразным украшением интерьера. Сама же знаменитая рака Трех Волхвов, для хранения которой и был построен собор, находится позади алтаря. Она заключена в прозрачный стеклянный саркофаг, оборудованный подсветкой. В южной части трансепта установлена статуя святого Христофора, созданная в начале XV века.
Кёльнский собор, создававшийся на протяжении нескольких веков, может служить не только прекрасным образцом готической архитектуры, но и примером того, как архитекторы и художники разных поколений сумели создать сооружение, поражающее не только своими размерами, но и единством воплощения замысла. Храм стал шедевром немецкой готической архитектуры и до сих пор является одним из самых больших соборов в Германии.