Софийский собор в Киеве, сооруженный в эпоху расцвета Киевской Руси, был главным храмом древнерусского государства. Князь Ярослав Мудрый, по чьему повелению он строился, желал, чтобы здание не уступало знаменитой Софии в Константинополе. Кроме того, крупнейший собор Киева должен был стать местом захоронения киевских князей.
Софийский собор заложили на месте битвы киевлян с печенегами. Русское войско наголову разгромило кочевников, и с тех пор они уже не смели беспокоить город своими набегами. Храм возводили в память об этой победе дружины киевского князя.
Историки и археологи определяют дату начала строительства храма приблизительно — 1017-1019 годы. Освящение собора состоялось в 1032 году. Сначала зодчие возвели деревянный храм, и лишь потом он был заменен каменным.
Считается, что в Киевской Руси существовала собственная архитектурная школа, которая начала складываться с X века — с того времени, когда появились первые каменные постройки. Тесные культурные,религиозные,политические связи с Византией предопределили то, что на начальном этапе древнерусское зодчество испытывало сильное влияние византийских архитектурных традиций. Софийский собор
Собор Святой Софии в Киеве, по мнению исследователей, спроектирован русским зодчим, хорошо знакомым с византийской архитектурой, однако своеобразно трактовавшим ее идеи. Тип храма, лежащий в основе сооружения, -крестово-купольный — также выработан в Византии и является классическим. Софийский собор в Киеве
Собор был пятинефным, с тринадцатью куполами, символизировавшими Христа и апостолов (по другим сведениям, куполов было двадцать пять). Главы храма покрыли липовым свинцом. Каждый неф завершался полукруглой апсидой. За время своего существования Софийский собор неоднократно достраивался и перестраивался. Уже в XII веке он был расширен: к храму пристроили четыре нефа, внешнюю галерею, примыкающую к нему с запада, севера и востока, и возвели еще восемь куполов. Как и предписывали древнерусские архитектурные традиции, снаружи стены не штукатурили. Здание, сложенное из красного кирпича-нлинфы и скрепленное розовой цемянкой, выглядело очень нарядно. Фасады украшали декоративные ниши, лопатки и полукружия закомар. С западной стороны к собору были при-сіроены лестничные башни. Софийский собор
Интерьер храма поражал обилием мозаик и фресок, некоторые из сохранившихся до наших дней фрагментов датируются XII веком. Мозаики покрывали всю алтарную часть собора. Композиция «Богоматерь Нерушимая Стена» («Богоматерь Оранта») в центральной апсиде, одно из лучших изображений Богоматери в мировом искусстве, также выполнена из мозаики. В главном куполе собора расположена мозаичная композиция «Христос Вседержитель» («Панто-кратор»), в простенках между окнами барабана изображены различные святые и апостолы, над окнами выполнен орнаментальный фриз. Звенья мозаики мерцают синим, красным, зеленым, пурпурным, фиолетовым, сиреневым, голубым. Из 640 квадратных метров мозаик уцелело только 260. Старинные фрески XII века сохранились хуже. Башни на западном фасаде, где были устроены лестницы на хоры, украшены фресками на светские темы: здесь изображены сцены из жизни Константинополя и Киева XII века: скоморохи, дудочники, танцоры, охота на медведя, игры на гипподроме в Константинополе… Фрески других частей храма дошли до нас в худшем состоянии из-за неоднократных реставраций, исказивших их первоначальный вид. Мозаики и фрески собора, посвященные евангельским сюжетам, имеют одну общую идею: страна находится под защитой Христа, Богоматери и небесного воинства.
На втором ярусе центрального нефа расположены хоры, где во время богослужений находился князь и его свита. Внутреннее пространство основной части храма залито светом, проникающим из окон барабана главного купола. Софийский собор
Владимирский неф служил усыпальницей киевских князей. Там похоронены Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и другие правители.
В Софийском соборе находилась первая русская библиотека, собранная Ярославом Мудрым, было оборудовано специальное помещение для переписки книг — скрипторий, действовала школа.
Храм пережил не только многократные разрушения и перестройки, но и разгромы, осады врагов, пожары. В 1169 году князь Мстислав ограбил ризницу собора, увез книги. В то же самое сделал князь Рюрик Ростиславич і мининский. Во время нашествия Батыя на Русь в 1240 году ни долю храма выпали тяжелые испытания. После того как с.п.іры сумели прорваться в город, многие жители укрылись и і генах собора. Монгольские осадные орудия не смогли пробить стены, но храм все же лишился кровли. Восста-і н 111и і ь его смогли очень не скоро. За долгие десятилетия ін ркняя часть стен заброшенного здания рухнула, а та кладка еще стояла, покрылась трещинами. Лишь в конце IV века Софийский собор был восстановлен.
ХѴН-ХѴІІІ веках здание не раз перестраивалось, в ре-іуш.іате чего приобрело барочные черты. В 40-е годы хѴИ пека по инициативе митрополита Петра Могилы собор і и реставрировал итальянский зодчий О. Манчини. Софийский собор
В 1685-1707 годах в результате новой реконструкции собора значительно изменился: древние купола XII века і11 играли и заменили новыми, причем пять центральных ку-іи шов получили характерную для барокко грушевидную форму Над внешней галереей по всему периметру надстроили …..рой этаж. Восточный и западный фасады украсили фигурными фризами, пристроили небольшие изящные башенки. Дмери и окна также декорировали в стиле барокко.
В середине XVIII века отдельные архитектурные детали украсили лепниной, сменили иконостас и царские врата, рчдом с храмом построили новую колокольню высотой 70 метров и увенчали ее массивным позолоченным куполом.
В результате многочисленных реконструкций и перепелок изначальные архитектурные формы собора оказались і ірытыми. Здание приобрело типичные черты барочного рама, стены его побелили, часть куполов окрасили в ярко-іі-лоный цвет, другие покрыли позолотой, устроив наверху і пеговые фонари. Софийский собор
Собор Святой Софии значительно пострадал во время немецко-фашистской оккупации 1941-1943 годов. После Иемикой Отечественной войны на основе довоенных фото-і рафий и старинных документов храм был восстановлен в формах XVIII века и превращен в музей. Он пользуется популярностью у киевлян и многочисленных туристов как один из древнейших памятников русского зодчества, религиозный, культурный и общественный центр Древнерусского государства, напоминает о событиях русской истории, о торжественных обрядах, связанных с восшествием на престол многих киевских князей, о вечевых сходках возле его стен, о борьбе с войском Батыя. Софийский собор значится в русской истории как главный храм Киевской Руси, центр летописания и княжеская усыпальница. Он стал важной частью древнерусского архитектурного наследия, одной из вершин храмового зодчества.