Реймсский собор, один из шедевров французской готики, всемирно известен тем, что здесь совершались церемонии коронации французских монархов. Вождь франков Хлодвиг, короновавшийся в 481 году, стал первым из их числа. Некоторые из его преемников предпочли иные храмыдля проведения торжественной церемонии, нос 1179 года собор Богоматери в Реймсе стал единственным местом, где французские монархи получали знаки своей верховной власти.
Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание датируется 401 годом (в нем и короновалсяХлодвиг).
В 817 году на месте обветшавшего храма началось возведение нового. Грандиозный пожар 1210 года, уничтоживший половину Реймса, не пощадил и собора, полностью уничтожив его. С этого времени начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней благодаря усилиям многих поколений архитекторов и мастеров.
План постройки собора (трехнефная базилика, пересеченная трехнефным трансептом), выработанный первым архитектором Жаном д’Орбе, воплощен его продолжателями — Жаном Лелу, Готье де Реймсом, Бернаром де Суассо-ном, Робером де Куси.
Грандиозные размеры собора (длина 136 метров, высота центрального нефа 38 метров, ширина 14,6 метра) скрыты благодаря техническим находкам строителей, и длинные продольные нефы и большой хор с венцом капелл не кажутся массивными. статуи ангелов — символических защитников собора. Открытая галерея, окружающая апсиду, декорирована фигурами мифологических животных.
Множество стрельчатых арок, пирамидальные фронтоны и острые шпили делают здание устремленным ввысь. Можно только удивляться таланту французских зодчих, которые создали удивительно гармоничное сооружение и сохранили в течение нескольких веков его первоначальный вид.
Западный фасад собора — одно из величайших достижений французской средневековой архитектуры. Посетителя встречают три глубоко утопленных портала, построенных архитектором Бернаром де Суассоном. Изящные стрельчатые арки служат их главным украшением. Центральный портал больше соседних, у входа в него установлена статуя Девы Марии, а над ним расположено окно-роза диаметром 12 метров (также выполнено Бернаром де Суассоном). Второй ярус западного фасада украшен так называемой «Галереей королей» — там размещены скульптурные изображения монархов Франции и католических святых. Автором проекта галерии и башен западного фасада является архитектор Робер де Куси. Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора — самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.
Окно-роза на западном фасаде имеет диаметр в 12 метров. Витраж изображает Мадонну в окружении апостолов и музицирующих ангелов. Круглое окно-роза вписано в большее окно прямоугольной формы с треугольным завершением -типичная архитектурная деталь XIII века.
Особенность Реймсского собора — прославившие его скульптуры. Только в «Галерее королей» представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII веке. Скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей,
МЬЕНСКИЙ СОБОР
Амьенский собор считается одной из самых крупных «отических построек Франции. Он поражает свои’ ми размерами, величественностью, богатством декора.
Подобно другим известным храмам, собор в Амьен( имел «предшественников». Дошедшее до нас здание — чеТ’ вертое по счету. Самый древний храм, о котором известно исследователям, был разрушен норманнами в X веке. ПО’ жары 1137 и 1218 годов уничтожили сменившие его ПО’ стройки. В 1220 году началось строительство нового собо’ ра. Оно велось довольно быстрыми темпами: в 1269 году завершились основные работы, но впоследствии, в конці XIII и в XIV веках, здание еще достраивалось. Быстрота име ла как свои преимущества, так и недостатки: с одной сторо ны, достигалось единство стиля, а с другой — пострадал! прочность собора: в XIV веке пришлось укреплять трифо рий*, хор и северную башню.
Сооружение собора в Амьене имело свои особенности Обычно строительство начинали с хора — восточной части но в данном случае в первую очередь возвели продольны! неф. Это было связано с тем, что во время пожара 1218 годЭ| уничтожившего здание собора, уцелела расположенная ря1 дом церковь, где хранились мощи святого Фирмина. Он по1 читался в Амьене как первый христианский проповедник | Пикардии, ставший впоследствии епископом города. Новыі собор задумали соорудить весьма вместительным, и длБашни собора строились довольно долго и стали укра шением западного фасада. Они имеют разную высоту и раз личный декор, что придает собору оригинальность и живо писность. По замыслу архитекторов (строили собор Робе де Люзарш, а затем Тома де Кормон и его сын Рено), башн должны были быть гораздо выше, шире и массивней, однак зодчие возвели их только до половины высоты. Сооружени южной башни завершилось в 1366-м, а северной — в 1402 году,
Планировка собора традиционна для готической архи тектуры. Это латинский крест. Над средокрестием устроен башенный фонарь — часть кровли с проемами, служащим для освещения внутреннего пространства. Фонарь дважд восстанавливался (в 1627 и в 1887 годах). Храм весьма вме стителен: площадь здания составляет 7 800 квадратных метров (длина 145 метров, ширина 59 метров). В XIII веке собо свободно вмещал все население Амьена (оно тогда состав ляло около 10 тысяч человек).
Западный фасад, декорированный скульптурой, рель-ефами, резным орнаментом, тщательно продуман. Он име ет четыре яруса. Первый ярус составляют три богато укра шенных портала. Внизу, у самой земли, из камня вырезан рельефы с символами знаков Зодиака и сельскохозяйствен» ных работ, характерных для каждого месяца. Они иллюстри руют повседневную жизнь XIII века. Между порталами рас положены фигуры святых апостолов. Над главным порталом рельефы которого изображают сцены Страшного Суда, ус тановлена статуя Иисуса Христа (XIII век). Она отличаете величавостью, правильными пропорциями, за что получил название «Благой амьенский Бог». Один из боковых порта лов посвящен святому Фирмину. Второй и третий ярус об разованы ажурными аркадами. В нишах установлены скуль птуры XIII века. Традиционная для французской готическо архитектуры «Галерея королей» (22 фигуры) расположена четвертом ярусе. Цветочный узор изящного окна-розы вы полнен в XVI веке.