Меню Рубрики

СОБОР СВЯТОГО МАРКА В ВЕНЕЦИИ

ВХІІІ—XV веках одним из самых сильных и могущественных морских государств Европы была Венеция — островной город в северной части Адриатического моря, занимающий выгодное географическое положение. Венеция стала центром торговли между Византией и странами Западной Европы, и купцы, заключавшие выгодные посреднические сделки, немало способствовали обогащению города.

Главным украшением каждого средневекового города был собор. Он строился на протяжении жизни многих поколений, и архитекторы стремились создать неповторимый шедевр, способный прославить их город. Собор в Венеции посвящен святому Марку — небесному покровителю города. Согласно византийской легенде, проповедовавший в Ахви-лее святой Марк, возвращаясь домой, попал в бурю. Его корабль был вынужден бросить якорь на небольшом острове Венецианской лагуны. Святой Марк со спутниками заночевали там. Марку приснился ангел, сказавший ему, что он обретет покой на этом острове. Однако Марк погиб в Александрии и там же был похоронен. Но два предприимчивых венецианских купца помогли исполниться предсказанию ангела: они выкрали мощи святого и доставили в Венецию в 828 году.

Собор Святого Марка был возведен над гробницей, где хранились мощи евангелиста, в 832 году рядом с Дворцом дожей. В 976 году первое здание, построенное в византийском стиле, сгорело. В 1063 году, в период правления дожа Доменико Контарини, на Площади дожей заложили новый собор. Через восемь лет строительство было почти завершено, 1094 году главный храм Венеции освятили. В позднейшие ін і а собор Святого Марка неоднократно достраивали, укра-иі.іпи сокровищами и реликвиями со всего света. Он уника-(IIч і тем, что отделывался очень быстро: венецианские моряки привозили фрагменты древнегреческих и древнеримских м- імов, различные барельефы, статуи и колонны, мраморные плиты, детали декора византийских церквей.

Естественно, что соединенные вместе, эти разнообразные детали не могли способствовать единству стиля собо-і Однако венецианским мастерам удалось создать зда-іпи-, поражающее своей живописностью. Собор Святого м..рка стал своеобразным музеем, где можно встретить ми мнтийские, коринфские капители и античные колонны.

В конструкции собора сказалось влияние византийские архитектуры. Тип храма — крестово-купольный, в плане ни представляет собой равноконечный греческий крест (і востока на запад — длина 75 метров, с севера на юг -і>;’ метра). Собор увенчан пятью позолоченными куполами, центральный (над средокрестием) имеет диаметр в 13 мет-і к т. четыре боковых — в 10 метров. Купола расположены на снеговых барабанах и опираются (каждый) на четыре колонныс подпружными арками и парусами. На вершинах куполов -небольшие позолоченные луковичные фонари. Архитектурные формы собора Святого Марка доказывают, что связи Венеции с Византией были довольно сильными. Образцом для главного храма Венеции послужила церковь Двенадцати апостолов в Константинополе, не дошедшая до нашего времени. Собор строили из кирпича и камня, так как Северная Италия всегда испытывала недостаток в качественном строительном материале. Вот почему венецианцы были вынуждены доставлять издалека мрамор и порфир, необходимые для облицовки стен.

Фасады собора украшены чрезвычайно богато: здесь и колонны, и мозаики, и резьба, и различные деревянные реликвии, и скульптура. Полукруглые тимпаны арок над порталами украшены мозаиками на евангельские сюжеты (XVII век). Часть мозаик посвящена покровителю города святому Марку и изображает обретение мощей святого, их обнаружение и доставку из Александрии. Над главным входом возвышается четверка бронзовых коней (греческая работа III века нашей эры). Она была вывезена из Византии в 1204 году после захвата Константинополя крестоносцами. Во время крестового похода кони составили часть добычи дожа Эн-рико Дандоло, и он украсил своим трофеем собор. В наши дни на фасаде находятся копии, а оригиналы хранится в музее собора. Центральная арка увенчана статуями святого Марка и ангелов.

Посетители попадают в собор через пять резных порталов. Рельефы представляют собой иллюстрации Евангелия, растительный орнамент, сцены сельскохозяйственных работ, характерных для каждого месяца. Четыре из бронзовых дверей отлиты около 1300 года венецианским мастером Бертуччи, пятая вывезена из Византии. Особую прелесть западному фасаду придают многочисленные остроконечные башенки-пинакли.

Интерьер собора оформлен столь же пышно и помпезно, как и его внешнее убранство. Основные элементы декора — разноцветный мрамор, богатая мозаика и позолота. Стены, купола и арки внутреннего пространства храма сплошь …..рыты мозаикой (площадь ее достигает 4 тысяч квадратных метров). В XII—XIV веках ее выкладывали византийские м.наера, но затем венецианцы, обучившись этому искусст-му, перестали прибегать к их помощи. В XVI веке эскизы для мимик делали Тинторетто, Веронезе и Тициан. Мозаики митрального купола Вознесения (XIII век) и купола Пятиде-і чтицы (XII век) неизменно вызывают восхищение турис-ніи своими яркими красками и техникой исполнения. Внутреннее пространство собора тщательно отделано позолотой, им.) этом сверкающем золотом фоне мозаичные иллюстра-нип Ветхого и Нового Заветов выглядят особенно эффект-ми Центральный купол Вознесения украшен мозаикой — ill мека, изображающей Христа во славе, окруженного двенадцатью апостолами, ангелами и Девой Марией. Купол мыпожен венецианскими мастерами, однако их работа не-с ні на себе отпечаток византийских традиций. Мозаики купина Пятидесятницы изображают сошествие Святого Духа па апостолов.

Вестибюль собора богато украшен мозаикой, покрывающий купола, стены и тимпаны. Эти мозаики считаются одними из лучших. Они изображают различные сцены из Вет-

…… Завета (от сотворения мира до Иосифа и Моисея).

Напротив центрального входа расположен ромб из порфира отмечающий место примирения императора Фридриха і. ірбаросса с папой Александром III в 1177 году.

Пол облицован разноцветными мраморными, порфи-рппыми и стеклянными плитами. Они образуют многофи-і ѵі и іый геометрический орнамент, а также изображения птиц и і ивотных. Например, в левом трансепте можно увидеть дпух петухов, несущих на палке лису. Эта композиция сим-нипизирует победу бдительности над коварством и хитрос-…… Алтарная преграда тоже выполнена из мрамора и украшена скульптурой и колоннами. Алтарь Таинств облицован ми іаикой, рассказывающей о деяниях Иисуса Христа.

В соборе Святого Марка хранится одна из главных свя-п.іпі. Венеции — «Золотой алтарь» (Пала д’Оро). Он выполнен из золота и украшен византийской перегородчатой эмалью. Двести пятьдесят эмалевых медальонов на золотом узорчатом фоне, заключенные в рамку из позолоченного серебра, изображают библейские сюжеты, различных святых и прославивших себя императоров. В центре находится фигура Христа. «Золотой алтарь» богато украшен драгоценностями — там 1 300 жемчужин, 320 изумрудов, множество сапфиров, аметистов, несколько сотен полудрагоценных камней. Этот шедевр был создан мастером Джакомо ди Марко Беннато в X веке и является великолепным произведением ювелирного искусства. Алтарный балдахин из зеленого мрамора поддерживают великолепные алебастровые колонны, на которых изображены сцены из Нового Завета.

В сокровищнице собора хранились драгоценности, награбленные в Константинополе, и произведения древнего итальянского искусства. Несмотря на то, что после падения Венецианской республики храм был разграблен, его сокровищница по сей день считается одной из самых богатых. Здесь хранятся византийские изделия из серебра, золота и стекла, в том числе реликварии, потиры, кубки, иконы — всего более 100 предметов. Двери, ведущие в сокровищницу, украшены бронзовыми панелями работы Сансовино. Художник изобразил на них самого себя вместе с Тицианом и Аре-тино.

С северной и западной стороны к собору пристроены галереи, а с южной сооружен баптистерий и несколько капелл. Баптистерий построен дожем АндреаДандоло в XIV веке. Мозаики этого здания представляют собой цикл сцен из жизни Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. Купель спроектирована Сансовино (художник похоронен за алтарем баптистерия). В левом трансепте находится капелла Святого Исидора, где хранятся его мощи, похищенные с острова Хиос и в 1125 году перевезенные в Венецию. Мозаики капеллы изображают сцены из его жизни. Мозаичное покрытие стен капеллы Масколи рассказывает о жизни Мадонны. На алтарной преграде установлены статуи Мадонны с младенцем, сятых Марка и Иоанна. Третья капелла специально предназн.ічона для иконы Мадонны Никопейской (X век), которая шшялась частью добычи венецианцев во время IV Крестово-

…..охода в 1204 году. Византийцы несли эту икону впереди

ініиск во время различных сражений.

В XII—XIV веках недалеко от собора соорудили колокольню (кампанилу) стометровой высоты. Звонница кампанилы in і чюдилась в 1501-1514 годах. В 1902 году кирпичная ко-ім и- ольня рухнула, но уже через два года ее восстановили. В му іее собора Святого Марка, помимо оригинала четверки бронзовых коней, можно увидеть средневековые иллюстрированные манускрипты, старинные мозаики и гобелены. И і помещения музея туристы попадают на балкон, откуда порывается панорама площади Сан Марко. Отсюда венецианские дожи смотрели на проходящие внизу церемонии.

Роль собора Святого Марка в жизни Венеции была веши, а. Он являлся местом проведения всех важных церемонии, торжеств и городских молебнов. Все дожи Венеции приходили здесь посвящение в должность, а флотоводцы и и і н ідотьеры получали знаки своего достоинства. Некогда перед фасадом собора глашатаи зачитывали законы Венеци-іііи кой республики.

Собор, гармонично вписывающийся в архитектурный ан-і амбль площади Сан Марко, стал одним из символов Венеции уникального города на воде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *