Меню Рубрики

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ

Известный на весь мир римский собор Святого Петра — главный католический храм, одно из крупнейших в мире культовых сооружений. Он возведен взамен старинной базилики, посвященной святому апостолу Петру. Она располагалась на том месте, где в 67 году нашей эры апостол Петр претерпел мучительную смерть и был похоронен римскими христианами в небольшом гроте. В 326 году по приказу императора Константина над гробницей Петра возвели базилику, простоявшую более тысячи лет. К XV веку она обветшала и могла обрушиться, поэтому встал вопрос о ее перестройке и обновлении. Римские первосвященники считали себя преемниками апостола Петра и понимали, что необходимо возвести такой храм, который подчеркивал бы величие и могущество католической церкви и был бы достоин хранить многочисленные святыни, главная из которых -мощи апостола Петра.

В 1452 году Папа Римский Николай V взялся за строительство нового собора. Однако до его кончины, последовавшей через три года, сделать успели очень мало, а когда папа умер, работы и вовсе остановились. Возобновились они только в 1506 году при папе Юлии II, который оставил о себе память как об энергичном и деятельном человеке. Он поручил разработку плана собора известному итальянскому архитектору Донато Браманте. Согласно проекту Браманте, собор Святого Петра в плане должен был представлять собой равносторонний греческий крест, а увенчать здание предполагалась большим куполом. В 1506 году состоялась торжественная церемония закладки первого камня в основание главного храма католического мира. Браманте умер в 1514 году, после чего руководство работами Он перепланировал собор, заменив іреческий крест на латинский (удлиненный). Через шесть in і Рафаэль скончался. Постоянная смена архитекторов не і і и ісобствовала быстрому продвижению работ. Возведение і пбора шло очень медленно. Папа Павел III, в «наследство» мморому досталось незавершенное здание, в 1538 годууго-иприл известного скульптора, художника и архитектора Ми-мчіанджело Буонаротти возглавить строительство собора. іііі согласился при условии предоставления ему полной і пободы действий. Великий художник не хотел, чтобы кор-ргктивы малокомпетентных советников из числа папских приближенных портили архитектурный ансамбль собора: к тому примени, когда Микеланджело приступил к работе над ним, Ги,то принято решение отказаться от возведения купола и приблизить формы здания к готическим. Микеланджело на-і иіял на сооружении купола, однако ему самому не дове-мпсь увидеть завершенным свое творение. Он успел возве-і ш только барабан, служащий основанием для него. Работе н.ід собором Микеланджело посвятил последние годы жизни (умер в 1564 году). Он оставил подробное описание купола, рекомендации по его сооружению, рисунки, чертежи. Используя все это, архитекторы Джакомо делла Порта, к которому перешло руководство строительством, и Доменико Фонтана возвели купол собора. Он состоит из двух частей — внутренней, округлой, и внешней, несколько удлиненной вверх (хотя. Микеланджело планировал только сферическую форму).

Строительство храма завершил Карло Мадерна. Он соорудил продольный неф, перестроил алтарную часть и возвел центральный фасад. При этом по настоянию папы Павла V проект фасада был изменен, причем не в лучшую сторону: пострадал вид на купол со стороны площади перед собором, архитектурное единство оказалось нарушенным. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII провел торжественную церемонию освящения собора Святого Петра. Историки архитектуры отмечают сходство храма с двумя известными зданиями эпохи античности — базиликой Максенция и Пантеоном.

Неотъемлемой частью архитектурного ансамбля является площадь, прилегающая к собору (одна из крупнейших в истории градостроительства). По сравнению с храмом она была сооружена довольно быстро: в 1656-1667 годах. Автор проекта грандиозного крытого портика с двумя симметричными дугообразными выступами, обнимающими площадь, — архитектор Лоренцо Бернини. От него требовалось оформить вход в собор таким образом, чтобы во время грандиозных массовых церемоний как можно больше верующих могли видеть папу. Бернини справился со своей задачей: пространство перед собором вмещает множество народа, а портик, на антаблементе которого установлено более шестидесяти изображений различных святых, составляет единый ансамбль с украшающими площадь фонтанами и установленной в центре колонной. Все это увеличивает впечатление грандиозности храма и создает достойные подходы к нему.

Размеры собора Святого Петра делают его одним из самых крупных церковных зданий: высота — 189 метров, длина — 186,3 метра (с учетом размеров портика она увеличивается до 211,5 метра). В пол центрального нефа храма вмонтированы плиты с указанием параметров других церквей и соборов мира, что еще больше подчеркивает мощь главной і полической святыни. Лестница перед входом в соборспро-<•!• іированатак, что у поднимающегося по ней человека возникает ощущение устремленности вверх, к небу. Секрет такт о воздействия довольно прост: размер каждой из ступеней постницы несколько уменьшен по сравнению с предыдущими По обеим сторонам лестницы установлены огромные ( іатуи апостолов Петра и Павла. В собор ведут пять брон-іоиых дверей, отлитых в XV веке во Флоренции. Над дверями находится мраморный барельеф, выполненный Бернини ( Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного»). Ле-ный портал в 1950-е годы украсили рельефы скульптора Джа-юмо Манцу («Врата смерти»). Правый портал носит название «Святые врата» и открывается только в Юбилейный (или і пятой) год, по поводу чего устраивается торжественная церемония. Над порталами устроена так называемая «ложа нплгословений». Папа Римский благословляет из этой ложи нлсгву, отсюда же объявляется об избрании нового главы і полической церкви.

Интерьер собора оформлен в стиле барокко и поража-ім обилием позолоченной лепнины, мозаики, росписей, pern,ефов из цветного мрамора, бронзы и дерева. Убранство •р.іма, который в течение многих веков декорировался знаменитыми мастерами, весьма пышное, и может показаться д.і ке, что интерьер перегружен украшениями.

По внутренней лестнице (или на лифте) можно достичь основания купола и осмотреть алтарную часть храма с круго-пі и о внутреннего балкона. Кроме того, можно подняться еще нише — к башенке, возведенной над куполом, где оборудована круговая галерея, с которой открывается панорама Рима. Инугренняя поверхность купола украшена изображениями опніігелистов. По обеим сторонам трансепта возведены два і’Ѵпола меньших размеров.

Главный алтарь собора расположен над ракой с мощами — зятого Петра. Только Папа Римский имеет право совер-ш;ііь богослужение перед этим алтарем, почему он и получил название папского. Над алтарем установлен огромный балдахин работы Л. Бернини. Он выполнен из бронзы, а его витые колонны отлиты по образцу колоны из древнего иерусалимского храма Соломона. Высота балдахина — 29 метров. Недалеко от алтаря расположена бронзовая статуя святого Петра. Апостол изображен сидящим на папском престоле с ключами от Царства Небесного. Под алтарем находится древняя усыпальница, где за мраморной решеткой покоятся мощи святого Петра. Всего же в крупнейшем католическом храме 45 алтарей.

Одиннадцать капелл собора богато украшены мозаикой. В капеллах покоятся мощи таких почитаемых святых, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, расположены надгробия многих римских пап, атакже королей и императоров. Многие надгробия выполнены Джотто, Бернини, Микеланджело, Гуль-ельмо делла Порта, Торвальдсеном и представляют собой замечательные произведения искусства. В первую очередь это относится к статуе «Моисей», созданной Микеланджело для гробницы папы Юлия II. Другая всемирно известная скульптура Микеланджело, находящаяся в соборе, — Пьета (скорбящая Богородица с телом Иисуса на руках). Надгробие папы Климента XIII создано скульптором Кановой в 1784-1792 годах и изображает сидящего ангела смерти. Известны работы Лоренцо Бернини в стиле барокко — надгробия Урбана VIII и Александра VI.

Просторные помещения храма изобилуют великолепными рельефами. Полы выложены мраморными плитами различных цветов — розового, зеленого, кремового.

До 1990 года собор Святого Петра с прилегающей площадью являлся самым большим христианским храмом на планете, пока его не превзошла церковь Пресвятой Девы в Ямусукуро, столице африканского государства Котд’Ивуар (бывший Берег Слоновой Кости). Однако это не умаляет значения собора в Риме как главного католического храма мира. Он производит незабываемое впечатление на всех, кто там бывает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *