Меню Рубрики

СОБОР СВЯТОГО ВИТА В ПРАГЕ

Собор Святого Вита в Праге — национально-истори-ческая святыня чехов и одновременно выдающее-і и произведение западноевропейской архитектуры. Он на-«пдигся в центре Праги — Пражском граде.

Собор возвели на месте древней ротонды, которая была і ооружена в 929 году, а в 1060-1096 годах перестроена в ірсхнефную базилику. В 1344 году император Карл IV при-і .і іал построить новый кафедральный собор. К тому времени пражское епископство получило статус архиепископства, и Прага должна была соответствовать этому высокому понижению.

21 ноября 1344 года в основание собора Святого Вита пі.іп заложен первый камень. На торжественной церемонии присутствовал сам Карл IV вместе с наследником престола и псем семейством. Для возведения собора был приглашен Французский зодчий Матьё из Арраса. Он разработал план ■ рама, уподобив его готическим соборам Южной Франции. М.пьё (чехи называли его Матиаш) успел построить лишь і юны хора, к которым примыкали пять капелл. В 1352 году архитектор умер, и его работу продолжили Петр Парлержиз і ирода Гмюнда и его ученики. Парлерж несколько изменил проект Матьё: устранил однообразие внешнего вида капелл «ора, наружные опоры сделал более легкими и изящными, шошел от принципа строгой симметричности архитектурных элементов здания. Парлерж отказался и от первоначального плана оформления интерьера храма. Во втором ярусе он соорудил множество окон, заливающих внутренне пространство светом, а в первом — сквозную галерею трифо-рия. Кроме того, он отказался от возведения крестовых сводов и заменил их на сетчатые. Этот тип сводов был изобретен самим мастером и позднее часто использовался при со оружении готических зданий, причем не только в Праге. В итоге к началу XV века, когда строительство собора надолго приостановилось, уже были возведены восточная часть здания, хор и венец капелл и почти закончена южная башня (коольня). В XV—XVI11 веках наступил долгий перерыв: стро-им’пьные работы велись эпизодически, однако собор уже in пользовался — там проводились богослужения и различимо і осударственные церемонии.

В 1564 году архитектор Бонифаций Вольмут соорудил мшорею башни и купол в стиле Ренессанс. В 1770 году 11 I І.ікасси заменил этот купол на цовый, луковичной формы.

В 1873 году начался завершающий этап строительства і ні юра Святого Вита. Была достроена западная часть с дву-і іч і іашнями, а более ранние сооружения отреставрированы. 1’ѵміводили работами архитекторы Й. Краннер, Й. Моккер, !■ I и/іьберт, которые воплотили замысел П. Парлержа. Они он пельно изучили его бумаги и планы, сохранившиеся і XIV века, и следовали им. В 1929 году строительство завер-іііінюсь. Мозаики и витражи для западной части собора сочетали талантливые чешские художники Ф. Кисела, К. Сволин-і иіи, М. Швабинский, А. Муха. Таким образом, собор Святого Мша принадлежит к числу долгостроев Европы.

Храм с башней-колокольней оставался самым высоким і опружением Праги на протяжении многих лет. Являясь обра том чешской готики, он вместе с тем несет в себе отдельные черты Ренессанса и барокко и составляет золотой фонд национальной культуры.

Собор Святого Вита — трехнефная базилика. Продольным нефы пересекает один поперечный. Длина здания со-1 і.піляет 124 метра, высота — 34 метра, ширина продольно-і о іюфа достигает 60 метров, своды здания опираются на 28 колонн. Главная башня имеет высоту 99,6 метра.

Вход в собор расположен со стороны западного фаса-па Большие бронзовые двери украшены рельефами, иллю-■ ірирующими историю строительства храма. Витраж-роза іамадного фасада рассказывает о сотворении мира и выполнен в 1921 годуФ. Киселой.

Одной из самых замечательных особенностей интерье-і іа храма является трифорий — внутренняя галерея над главным алтарем, где расположен 21 скульптурный портрет ра-і іоіы Парлержа и его учеников. Это бюсты основателя собора Карла IV и членов его семьи, изображения архиепископов, каноников, архитекторов Матьё, Парлержа и других строи-1 телей собора. Портреты высекались прямо на месте из песчаника.

Главный алтарь собора выполнен в готическом стиле. Перед ним расположен беломраморный королевский саркофаг. Он сооружен в 156^-1589 годах Александром Колли-ном. На крышке саркофага изображен император Фердинанд I и члены его семьи, а по бокам установлены бюсты Карла IV, его жен и сыновей.

Недалеко от главного алтаря расположена Королевская молельня, построенная по приказу Владислава Ягеллон-ского. Она украшена гербом короля и растительным орнаментом.

Собор Святого Вита был не только главным епархиальным храмом, но и усыпальницей чешских королей. Из капеллы Святого Креста по специальной лестнице можно попасть в крипту, где захоронен Карл IV и многие другие чешские монархи.

Всего в соборе Святого Вита 21 капелла. Наиболее знаменитой из них является капелла Святого Вацлава. Время ее сооружения — 1362-1367 годы, архитектор — П. Парлерж. Капелла построена на месте гибели князя Вацлава, крестившего Чехию в X веке. Он был убит своим братом и впоследствии канонизирован. Стены капеллы украшены росписями XIV века и мозаикой из полудрагоценных камней. Сюжет росписи в верхней части стен — «Хождение по мукам». Для мозаики были использованы агат, аметист, сердолик и яшма. Статуя святого выполнена Парлержем или его учениками. Под одним из окон капеллы находится вход в палату-сокровищницу, обрамленный порталом. В сокровищнице хранятся исторические реликвии: корона святого Вацлава, меч, шлем, золотой жезл и держава, королевский коронационный костюм и мантия. Короной святого Вацлава, изготовленной в 1346 году, венчались на трон чешские монархи. Она украшена сапфирами, изумрудами, жемчугом и спине-лями. Эта корона недоступна для осмотра и демонстрирулишь по особым случаям. Начиная с 1900 года ее из-цлекали из хранилища всего 9 раз. Остальные реликвии относится к разным эпохам: меч выкован в первой половине •IV пека, жезл и держава изготовлены во второй половине «VI века. В XVIII веке были сшиты королевский коронацион-ііі.ій костюм и мантия. Они богато украшены золотым шитьем Ко второй половине XIX века относится подушка для рсіалий. Палата тщательно запирается на семь различных іимков, ключи от которых хранятся у семи высших государ-‘ і пенных лиц Чехии, втом числеу мэра Праги и архиепископа I Іражского.

Многочисленные капеллы собора Святого Вита богато уі рашены различными скульптурами, витражами и мозаи-і ами.

Со стороны южного фасада расположена башня, служащая колокольней. Там установлены четыре колокола. Один из них, носящий имя Зикмунд, отлит в 1549 году из бронзы и пишется самым крупным в Чехии (высота — 203 сантиметра, ін і 18тонн).

Между колокольней и капеллой Святого Вацлава рас-ініііожены так называемые «Золотые ворота». Это главный і іа| іадный вход в собор. Ворота украшены мозаикой на тему і 11 іашного Суда. Она выложена в 1370-1371 годах, неодно-і’ I >а і но обновлялась и дошла до наших дней.

Библиотека собора Святого Вита хранит множество і редневековых рукописей, втом числе довольно редкие (например, Евангелие второй половины XI века). В северной і и іи поперечного нефа установлен орган, считающийся і іді іим из самых лучших в Европе.

Собор Святого Вита — крупнейший храм Чехии, выдающееся произведение архитектуры, усыпальница монархов, хранилище государственных регалий страны, историческая и национальная святыня чешского народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *